В Эрец Исраель построили новую жизнь


Борис Бурле
Фото Отто Фудина ()
и Якова Зубарева()

В Иерусалиме, в Мемориальном комплексе Яд Ва-Шем состоялась ежегодная церемония Памяти погибшим в Холокосте, посвященная 70-летию освобождения Транснистрии от фашизма.

     

Торжественную церемонию в Зале Памяти открыла председатель Всеизраильской Ассоциации «Уцелевшие в концлагерях и гетто» Гита Койфман. Затем к присутствующим обратилась генеральный директор Яд Вашем Дорит Новак. Права зажечь факел Памяти удостоились бывший узник гетто Ицык Ройзман и офицер Армии Обороны Израиля Шани Ротштейн. Венок к памятнику, погибшим в годы Холокоста, возложили узница гетто Зинаида Лернер и солдат Армии обороны Израиля Илья Гуев. Был прочитан Кадиш.

После короткого перерыва в Аудиториуме Яд Вашем состоялось торжественное собрание. Его открыла Гита Койфман:

 

- Прошло 70 лет, с тех пор, как были разобраны заграждения гетто и концлагерей на территории Транснистрии, - сказала Гита, - мы вышли на свободу и начали новую жизнь. Годы были не лёгкими, в каждой семье недосчитались родных и близких.
Во Второй мировой войне было уничтожено 6 миллион евреев, из них 1.5 мил. детей.
Почтим их память минутой молчания...

«В предвоенные годы, - сказала в своем выступлении генеральный директор Яд Вашем Дорит Новак, - на территории Транснистрии проживало около 300 000 евреев. Десятки тысяч из них были убиты эсесовцами из эйнзацгруппы Д, солдатами немецкой и румынской армий. Многие из евреев, кто остался в живых, были высланы в лагеря, условия жизни в которых были невыносимыми.
Евреев, которых не убили и которые не умерли от голода и болезней, гнали в неизвестность, непонятно, в каком направлении.
…Евреи Транснистрии не прекращали мечтать. После окончания войны они сумели собрать все, что осталось от их жизни, собрали нечеловеческими усилиями, источник которых невозможно объяснить. Но можно учиться их оптимизму и жизненной силе.
Многие из них решили подняться в Эрец Исраэль. И несмотря на ожоги и шрамы, создали здесь свои семьи, построили новую жизнь. приняли участие в создании государства Израиль.

На вопрос к Хане Вольф: Какой наказ ты хочешь передать будущим поколениям? - она отвечает без колебаний: я хочу объяснить нашим детям, как важна нам наша страна. Нам, у кого украли нашу жизнь, наши мечты, все, что было хорошего. И все равно я - оптимистка и сионистка.
Я рассказываю о том, что случилось с нами, евреями, для того, чтобы это больше не повторилось. Я считаю, мы – народ оптимистов. Иначе как объяснить тот факт, что мы остаемся народом на протяжении тысяч лет, в то время, как некоторые другие народы уже давно исчезли с карты мира?
Сегодня мы здесь рассказываем о выходе из Транснистрии, помним, что было и вместе храним эту память. Мы помним о том, что было. Мы благодарны за то, что есть. И обязуемся хранить память и поднимать человеческий дух».

Эмоциональным и трогательным было выступление председателя Всеизраильского объединения переживших Катастрофу Колет Авиталь:
- Сегодня мы собрались в особенном месте, в святом месте, предназначенном хранить имена всех евреев, уничтоженных нацистским врагом и их украинскими пособниками. Здесь свято хранится память о тех, чьи имена и чье существование стремились полностью стереть, вычеркнуть из жизни.
Мы встретились здесь сегодня, спустя 72 года после создания лагерей и гетто, в которых голод, теснота, холод, болезни и смерть были сутью ежедневного существования. 72 года назад заключенные гетто увидели и поняли, для чего предназначены рвы, вырытые рядом с гетто, узнали, какова судьба тех, кого угнали за пределы гетто.
Сегодня здесь, в этом месте мы должны помнить и тех, кто остался в живых. Государство Израиль обязано хранить память о Катастрофе, о наших братьях и сестрах, уничтоженных нацистами. А также обеспечить вам, уцелевшим в Шоа, достойную жизнь.

 

- Мы никогда не позволим причинить боль и зло еврейскому народу, нашему государству!, - эти слова, как клятва, прозвучали из уст офицера и солдата Армии Обороны Израиля Шани Ротштейн и Идо (Ильи) Гуева.

Выступление доктора Арона Шнеера было небольшое по объему, но богатое по содержанию. Оно еще раз засвидетельствовало, что из памяти человечества никогда не изгладятся чудовищные преступления немецко-румынских фашистов и украинских националистов.

Затем на сцену поднялась первая леди израильского театра, почетный доктор Тель-Авивского университета, лауреат государственной премии Леа Кенинг. Она тепло приветствовала бывших узников нацизма, исполнила для них песни на языке идиш, на родном языке их матерей.

Так состоялся плавный переход к заключительной части собрания. У каждого из нас глубокую печаль вызывает тот факт, что среди погибших во время нацистской оккупации, значительное количество – матери. Это они спасали нас, не щадя своей жизни. Именно поэтому как часть знаменательного события - 70-летия освобождения Транснистрии от фашизма - было решено провести Конкурс на лучший рассказ о Еврейской Маме. Десятки писем из многих городов, из разных стран свидетельствуют, что конкурс получил международное признание.

Для проведения Конкурса было создано жюри. О результатах его работы присутствующим рассказал журналист Яков Зубарев.
Письма свидетельствуют, что многое в памяти малолетних узников нацизма сохранилось из рассказов матерей, благодаря которым в большинстве случаев состоялось второе рождение. Сильные духом, мужественные, они прикрывали своих детей у расстрельной ямы, падали прикрывая их своим телом, отдавали в руки чужим людям. Такого никто не забудет. Тот не человек, кто в состоянии это сделать. Облик родной матери сопровождает нас всю жизнь.
Из пепла Холокоста, на развалинах, истерзанные морально и физически, наши мамы строили новую жизнь, создавали необыкновенные семьи, запечатлевшие вечность еврейского народа. Они не досыпали, не доедали, выматывались на работе, а потом дома делали все ради детей: готовили каждому отдельный завтрак, проверяли каждую букву домашнего задания, следили за тем, чтобы не пропускали занятий в кружках и секциях. Об этом нельзя забывать.
Отрывки из очерков, рассказов и стихов, слова благодарности, адресованные матерям, написанных сыновьями и дочерьми, за свою жизнь, прозвучали в актовом зале Яд Ва-Шем, где проходило собрание, посвященное памяти жертв Холокоста. Музыкальные паузы заполнял ансамбль «Открытые небеса» и его солисты Юлия и Шауль Бен Ар.


Люк Газировский
Валентина Тырмос
Лев Пашерстник
Победители Конкурса

Памятные призы спонсора - Коалиции «Рука помощи Израилю» - победителю и призерам конкурса вручил Люк Гасиоровски. Они также удостоились специальных Дипломов Всеизральской Ассоциации «Уцелевшие в концлагерях и гетто».

«Моя дорогая девочка, почему-то мне стало очень грустно в последние дни, не знаю, увидимся ли…
Ты же, пойми, что не всякому на роду было написано пережить столько, сколько пережила я».

Это строки из рассказа Валентины Тырмос "Моя незнакомая мама", признанного лучшим в конкурсе.

Второе место занял рассказ автора из Калифорнии (США) Мориса Бронштейна " Фрума на идиш - "Благочестивая". Не так давно Морис издал книгу «Мертвая петля» - о судьбах узников Печорского концлагеря и гетто, которые фашисты создали на территории Винницкой области во время Второй мировой войны.

А вот, что написал в рассказе "Мама моя, мамочка" руководитель организации бывших узников, живущих сегодня в Ашдоде, Леонид Грипс, получивший третий приз:
- Я всю жизнь стараюсь быть благодарен тем, кто в своих отношениях добр, порядочен и честен со мной и моей семьёй. Всему своему душевному, моральному и духовному содержанию я обязан только ей – моей маме.

Под сводами актового зала Яд Ва-Шем, звучит отрывок из очередного содрогающего сердце рассказа:
- Нас ставят в ряд по пять человек и ведут в другой двор. Я оглядываюсь и сразу узнаю в толпе женщин маму. Она смотрит на нас неподвижным долгим взглядом. Разве мог я подумать, что моя мама вдруг оттолкнула меня от себя, моя мама, которая следила за каждым моим шагом, оберегая меня от любой опасности. Словно повинуясь чьей-то подсказке, мама подтолкнула меня к Лёнчику, моему 17-ти летнему брату, возлагая на него ответственность за безопасность ее детей. В тот момент я ещё не понял, что мама, подтолкнув, сохранила мне жизнь. Я не могу оторвать взгляд от мамы, пячусь, получаю по шее, спотыкаюсь, и мама исчезает за углом красного страшного здания. Навсегда! Нет! Нет! Не может быть!
… Я искал тебя, мама. Ждал твоего возвращения. Верил, надеялся... Задыхался от горя и тоски, когда услышал рассказы о том, что ты попала в Дальник, где евреев расстреливали из пулемётов, забрасывали гранатами и в конце сожгли в старых свинофермах.

Жюри единогласно присудило за этот рассказ специальный приз автору из Германии -Александру Шисселю. Приехать на церемонию он не смог, но слова благодарности за награду от имени А. Шисселя произнес его племянник Юрий Лузинский – заместитель мера города Ор-Акива.

Четвёртое место присвоено шестерым авторам: Льву Шихману - за рассказ "Моя мама", Эрике Оссовской - "Геня и Эрик", Маше Рольникайте - "Живи, дитя мое, хоть ты одна живи!", Ефиму Гельфонду - "Моей маме", Эссе Демской - "Моя дорогая мама", Нине Симанковой - "Уцелевшие чудом".
Пятое место присвоено Льву Пашерстнику. Он рассказал нам о своей маме в прозе и стихах. Вот несколько его поэтических строк:

Подделав паспорт, мама где-то,
Сама в полицию явилась,
Чтоб всех нас вытащить из гетто,
Пойти на риск она решилась.

Остальные 29 конкурсантов награждены почетными Дипломами.

Мы увидели на экране и услышали рассказы о своих еврейских мамах народных артистов Генадия Хазанова, Тамары Гвердцители, Махмуда Эсамбаева.

А вот несколько строк еще из одного рассказа:
- Её положили на телегу, укрыли, чем могли, от дождя и холода. Те, кто ещё был в живых из семьи, шли рядом. Когда мама приходила в себя, она просила положить меня рядом с ней. Понимая своё положение, может, она хотела согреть меня своим слабым телом, шептать мне нежные слова любви, может, попрощаться со мной? Не знаю и никогда об этом не узнаю, так как крестьянин отказался положить меня на телегу. Он сказал, что лошади тяжело тянуть двоих: мою умирающую маму и меня, двухлетнего ребёнка!
Это строки из рассказа Гиты Койфман. Своеобразным его продолжением стало появление на сцене двух красивых девушек из

Германии – Марины Рентшлер и её подруги-переводчицы Наташи. Они прилетели специально, чтобы присутствовать на встрече, посвящённой итогам Конкурса, посвященной святой, самой главной для присутствующих в зале теме - о еврейской маме.

Вот что рассказала Марина:
- Сегодня вы вспоминаете ваших матерей. Вспоминаете о том, какими они были, что они вам особенного говорили и, что они для вас значили.
То, что я расскажу вам, будет неожиданностью: у меня тоже есть израильская мама. Я хочу поделиться с вами этим впечатляющим переживанием.
…Впервые я встретилась с Гитой Койфман на международной конференции в Ваннзее. Во второй раз это случилось в 2012 году в Берлине, у Мемориала памяти погибших евреев. После волнующих сердце бесед Гита Койфман спросила меня, хочу ли я стать её «немецкой дочерью»? Тогда я ответила ей: «Если я могу быть твоей немецкой дочерью, то мне хочется, чтобы ты стала моей израильской мамой!»
Моё желание, связанное с этими сердечными переживаниями, чтобы ещё многие из молодого поколения имели личные встречи с узниками Холокоста в Германии, в Израиле и в других странах, для того, чтобы сердца обеих сторон были затронуты и мы смогли бы способствовать созданию надёжного будущего.
Это глубоко касается меня, как одного из создателей проекта «Свидетели очевидцев». Я хочу снова и снова, слышать ваши рассказы о том, как ваши семьи были полностью уничтожены, как были отняты у вас матери, а вы остались сиротами в столь юном возрасте.
Ваши личные истории просто потрясают. По масштабам того, что мой немецкий народ причинил вам, услышать слова извинения, возможно недостаточно. Тем не менее, я хотела бы от всего сердца попросить прощение за все эти злодеяни, и сказать вам, что для нас очень важно, чтобы молодое поколение училось на уроках прошлого при создании будущего.
В Германии мы дарим пережившим Холокост знак chai как символ того, что их истории должны жить в будущем. Я хочу вручить тебе, Гита, моей израильской маме, этот знак.

Аплодисментами зал встретил слова девушки из Германии. Было очень трогательно, когда Гита Койфман принимала подарок. А нам открылась еще одна страница жизни бывшей узницы нацизма, а сегодня председателя Всеизраильской ассоциации «Уцелевшие в концлагерях и гетто».
Спасибо, Марина и Наташа. С этого дня и вы для нас, членов Ассоциации, близкие и родные люди. Приезжайте в Израиль, вас всегда здесь ждут.

   
Ваши комментарии
назад        на главную