Праведники народов мира


О Праведниках

В жестоком безнравственном мире оставалось неприметное меньшинство, проявившее необычайное мужество в стремлении сохранить лучшие человеческие качества. Их называют Праведники народов мира. Они вступили в явное противоречие с большинством населения оккупированных стран, для которых было характерно безразличное или враждебное отношение к евреям в годы Катастрофы. В отличие от всех остальных, спасители относились к евреям как к равным им людям, на которых распространяется действие обычных нравственных законов.

Сначала большинство спасителей со стороны наблюдали, что происходит с евреями. Очень часто их взгляды менялись от того, что они становились свидетелями депортации или убийства евреев. Некоторые проявляли безразличие на ранних стадиях преследования, когда стали ограничивать права евреев и конфисковывать их имущество. Но наступал момент и они решали действовать, не желая переступать какую-то невидимую глазу грань. В отличие от остальных, они не оставались равнодушными к беде своих соседей и не хотели молча соглашаться с действиями, направленными против евреев.

Нередко сами преследуемые обращались за помощью к неевреям. И тогда не только спасители демонстрировали изобретательность и мужество, но и жертвы мужественно боролись за свою жизнь. Историк Вольфганг Бенц , опираясь на свои исследования, серьезно утверждает, что в рассказах о спасении евреи не являлись всего лишь объектами для проявления заботы и милосердия, напротив, «их стремление выжить , несмотря на сложившуюся ситуацию, выглядело прежде всего, как попытка отстоять свои права. Оно стало актом еврейского сопротивления нацистскому режиму. Усилия лишь немногих из них увенчались успехом».

При виде еврея, который стучится в дверь, люди вынуждены были принимать немедленное решение. Как правило, оно было внезапным проявлением инстинктивного человеческого сочувствия, и только потом следовало сознательное решение. Часто спасители постепенно все больше и больше помогали жертвам преследований. Согласившись спрятать кого-нибудь во время облавы или высылки, предоставить убежище на день-два, пока не найдется что-то другое, они укрывали их месяцами и годами.

Цена, которую спасители могли заплатить за свои поступки, была не одинаковой в разных странах. В Восточной Европе немцы казнили не только самих спасителей, но и членов их семей. Объявления, предупреждавшие население против помощи евреям, были расклеены повсюду. В Западной Европе наказание не было настолько суровым, хотя и там последствия могли стать крайне серьезными. Некоторые из тех, кто помогал евреям, попали в концлагеря и погибли. Кроме того, видя жестокое отношение к евреям и решимость нацистов схватить их всех до единого, люди, естественно, боялись помогать преследуемым. В результате, спасители и спасаемые жили в постоянном страхе быть обнаруженными; всегда существовала опасность доноса соседей или осведомителей. Это увеличивало риск и обычному человеку было гораздо сложнее нарушить существующие правила или обычаи. Те, кто решались прятать евреев, должны были жертвовать своей нормальной жизнью и вести полулегальное существование, часто вразрез нормам, принятым в их окружении, в страхе перед соседями и друзьями, в постоянном ожидании доноса и ареста.

Большинство спасителей были обыкновенными людьми. Некоторые из них действовали в соответствии со своими политическими, идеологическими либо религиозными убеждениями; другие, не будучи идеалистами, были просто людьми, которых беспокоила судьба окружающих. Чаще всего они вовсе не намеревались спасать кого-то и вообще не готовились принимать судьбоносное решение. Они были обыкновенными людьми, наделенными самыми простыми человеческими свойствами, которые в нашей жизни должны служить нам примером. Звания Праведник народов мира удостоены представители 44 стран и национальностей; среди них христиане разных конфессий, мусульмане, атеисты; мужчины и женщины всех возрастов; представители различных профессий; высоко образованные и совсем неграмотные люди; общественные деятели и рядовые обыватели; городские жители и фермеры из самых отдаленных уголков Европы; профессора университетов, учителя, врачи, люди духовного звания, монашки, дипломаты, рабочие, прислуга, борцы движения сопротивления, полицейские, крестьяне, рыбаки, есть среди них директор зоопарка, владелец цирка и многие другие.

Ученые пытались найти характерные черты, свойственные всем Праведникам, и выяснить, чем определяется способность протянуть руку помощи тем, кто в ней нуждается, будь то евреи или другие преследуемые. Одни утверждают, что Праведники являются разнотипной группой и единственное, что их объединяет, - это их человечность и мужество, проявленное в следовании своим моральным убеждениям. Другие, такие как Самуэль П. Олинер и Пёрл М. Олинер, определяющим свойством считают альтруизм. Сравнивая и сопоставляя Праведников и сторонних наблюдателей, они отмечают, что у первых преобладали сочувствие и ощущение связи с другими людьми. Нехама Тек из разнообразных случаев спасения в разных европейских странах выделила другие общие характеристики поведения спасавших. Это их индивидуальность, неспособность смешаться с окружением, стремление помочь тому,  кто нуждается в помощи, независимо от установок окружающего их общества.

Равнодушно наблюдать со стороны за бедой евреев являлось нормой поведения, спасать их жизнь – исключением из правил. Сам факт того, что несмотря на трудности и опасность, нашлись мужественные люди, доказывает, что свобода выбора существует всегда, и что обычные люди, жители оккупированной Европы имели возможность спасти своих сограждан-евреев. Действия Праведников народов мира подтверждают, что каждый человек может изменить мир.