Праведники народов мира


Избранные истории

«Просто они нас жалели»

Афанасьевы Петр и Луция, Фаддей и Евдокия (Кея), Филипп и Анастасия, Микулова (Афанасьева) Минадора (Латвия)

Петр Филиппович АфанасьевПетр Филиппович Афанасьев
Фаддей и Евдокия (Кея) Афанасьевы с внукамиФаддей и Евдокия (Кея) Афанасьевы с внуками
Филипп АфанасьевФилипп Афанасьев
Анастасия АфанасьеваАнастасия Афанасьева

Петр Филиппович Афанасьев работал садовником в немецкой военной части, расквартированной в Даугавпилской крепости. В ней содержалось около 200 еврейских узников, оставшихся в живых после ликвидации Даугавпилского гетто 17 мая 1942 года. Труд узников использовался на самых тяжелых работах: они очищали почву от камней, работали на погрузке бревен и т.д. В июне 1943-го группу еврейских женщин привезли на работу в поле. Уловив удобный момент, Петр Афанасьев подошел к женщинам, которых раньше он уже видел в крепости, и сказал, что если у них будет возможность бежать, то можно спрятаться у него в доме. Иначе – их, как и всех евреев, расстреляют. Он объяснил, что живет в небольшом домике за оградой крепости. Броне Маевой было 26 лет, к тому времени она уже потеряла мужа и всех родных. Когда 20 октября 1943 года крепость окружили немцы и полицаи, Броня поняла, что это конец. Она сумела выскользнуть из крепости и добраться до домика Петра Афанасьева. В убежище, заблаговременно вырытом под кухней, уже находились Мира Мусина и Михля Сегаль, прибежавшие к садовнику несколькими минутами раньше. В своих воспоминаниях Броня потом напишет: «Восемь месяцев Петр ухаживал за нами, как за малыми детьми. Это был настоящий человек. Помогая нам выжить, он рисковал не только своей жизнью, но и жизнью всей своей семьи. О денежном вознаграждении за наше спасение не могло быть и речи, все это делалось бескорыстно, от души».

Когда к Даугавпилсу приблизился фронт, Петр переправил еврейских женщин к своим родителям и брату Фаддею в село Красное, недалеко от города Краслава. Чтобы их перевезти, он переоборудовал телегу, сделав в ней тайник, - и благополучно добрался до места. В семье Фаддея и Кеи Афанасьевых беженкам Броне, Мире и Михле предоставили укрытие на сеновале. В  курятнике прятались еще три еврейки - Таня Левштейн и Буня Зеликман с 18-летней дочерью Рахилью. Вся семья: Фаддей, Кея, их маленький сын,  родители Фаддея  Филипп и Анастасия,  его сестра Минадора с маленькой дочерью, - все они подвергалась страшному риску в течение многих месяцев, до освобождения села Красной Армией в конце июля 1944 года. 

4 мая 1994 года Яд Вашем удостоил Петра и Луцию Афанасьевых,Фаддея и Кею (Евдокию) Афанасьевых, Филиппа и Анастасию Афанасьевых и Минадору Микулову почетным званием Праведник народов мира.