Праведники народов мира


Избранные истории

Анна Борковска (Польша)

Анна Борковска (вторая слева) и Абба Ковнер на церемонии вручения медали в ВаршавеАнна Борковска (вторая слева) и Абба Ковнер на церемонии вручения медали в Варшаве

Абба КовнерАбба Ковнер

Анна Борковска была настоятельницей небольшого женского Доминиканского монастыря, расположенного около Колонии Виленской, на дороге, ведущей из Вильно в Вилейку. Когда в Вильно начались массовые убийства евреев, Борковска укрыла на территории монастыря семнадцать человек из подпольного молодежного движения. Несмотря на огромную разницу в мировоззрении, между верующими монахинями-христианками и светскими евреями сложились хорошие отношения. Молодые люди нашли надежное укрытие за стенами монастыря; они работали вместе с монахинями на полях, и продолжали свою деятельность. Настоятельницу монастыря они любовно называли Има («мать» на иврите).

Именно в кельях монастыря Абба Ковнер, лидер молодежного сионистского движения Ашомер Ацаир в Вильно, написал свой знаменитый боевой призыв к восстанию. С поразительной интуицией Ковнер в полной мере понял, что за массовыми убийствами в Понарах стоит систематический и всеобъемлющий план уничтожения всех евреев Европы. Годы спустя Абба Ковнер утверждал, что идея поднять восстание в гетто сформировалась в монастыре. «Гитлер замышляет уничтожить все европейское еврейство.... Мы не пойдем на убой, как овцы! Это правда, что мы слабы и беззащитны, но сопротивление - это единственный ответ врагу!.... Сопротивляйтесь! До последнего дыхания!», - писал он. Манифест, зачитанный Ковнером своим друзьям 31 декабря 1941 года, был напечатан в монастыре и распространен в гетто.

К концу декабря 1941-го молодые люди решили оставить надежные стены монастыря и вернуться в гетто для организации движения сопротивления. Борковска пыталась уговорить их остаться, но безуспешно. Через несколько недель после возвращения в гетто Аббу Ковнера вызвали к воротам. Это была Борковска, выразившая желание присоединиться к евреям в гетто: «Бог - в гетто», - сказала она. Ковнер отговорил ее от этого шага. Тогда она спросила, чем им помочь. Ковнер ответил, что необходимо оружие. Именно Борковска – монахиня, принявшая на себя обет духовности и отказа от насилия – тайно передала в гетто первые гранаты.

В сентябре 1943 года Борковска, которую нацисты подозревали в связях с подпольем, была арестована, монастырь закрыт, а монахини разогнаны. Впоследствии Борковска попросила снять с нее монашеский обет, но осталась глубоко религиозным человеком. 

Члены сионистского движения, иммигрировавшие после войны в Израиль, не забыли помощь Борковской, но только в 1984 году смогли восстановить с ней связь. В то время ей было 84 года и она одиноко жила в маленькой квартирке в Варшаве.

В том же году Анна Борковска и еще шесть монахинь из ее монастыря были удостоены почетного звания Праведник народов мира, а Абба Ковнер посадил в ее честь дерево на Аллее Праведников на Горе Памяти в Иерусалиме.

Абба Ковнер поехал в Варшаву, чтобы вручить Анне Борковской медаль. «Чем я заслужила такую честь?»,  - спросила Борковска. И Ковнер ответил: «Вы -  Анна ангелов», и пояснил присутствующим: «В дни, когда ангелы скрыли от нас свои лица, эта женщина была для нас Анна ангелов. Не тех ангелов, которых мы придумали в наших сердцах, а тех, которые вечно хранят нас».