Праведники народов мира


Избранные истории

Испытание

Халамлиев Шамаил и Фердаус (Северный Кавказ)

Шамаил Халамлиев с супругой Фердаус. Город ЧеркесскШамаил Халамлиев с супругой Фердаус. Город Черкесск
Фердаус Дагировна ХаламлиеваФердаус Дагировна Халамлиева
Фердаус Халамлиева с дочерью и внуками перед домом, в котором во время немецкой оккупации прятались сестры Гейдман. 1973 годФердаус Халамлиева с дочерью и внуками перед домом, в котором во время немецкой оккупации прятались сестры Гейдман. 1973 год
Султан ХаламлиевСултан Халамлиев
Мухтар ХаламлиевМухтар Халамлиев

Шамаил Халамлиев, его жена Фердаус и их 11 детей жили в поселке Теберда в Тебердинском ущелье на Северном Кавказе. В поселке (впоследствии получившем статус города) жили в основном карачаевцы - мусульмане по вероисповеданию. Через Теберду проходит Военно-Сухумская дорога, пролегающая через Главный Кавказский хребет (Клухорский перевал) и соединяет Черкесск с Сухуми. С осени 1941 года по этой дороге шли беженцы из Украины, Белоруссии и западных областей России. Летом 1942 года немцы оккупировали часть Северного Кавказа, и беглецам пришлось искать новые пути спасения.

В самом начале августа 1942 года один из сыновей Халамлиевых 24-летний Мухтар привел в дом родителей трех еврейских девушек, эвакуированных из Киева. Они совершенно не знали окрестностей, были растеряны и напуганы, и поступок Мухтара был понятен родителям. Но все равно первой их реакцией стал страх: немцы были уже повсюду и об их отношении к евреям и тем, кто им помогает, всем  известно. Наконец, глава семьи 67-летний Шамаил Халамлиев решил: «Это Аллах нас испытывает, какие мы люди. Перевал в Закавказье уже занят немцами, девушки не пройдут. Если хотят, пусть живут с нами. Что Аллах предначертал, то и будет».

На семь долгих месяцев нацистской оккупации Халамлиевы дали приют и пищу  киевлянкам Броне, Фаине и Лине Гейдман. Девушки ничего не знали о судьбе своей собственной семьи – родителях и других сестрах. Их переодели в национальные карачаевские платья с длинными рукавами на пуговицах и глухими воротниками, голову покрыли национальными шалями с бахромой. Все дети Халамлиевых, еще жившие в то время с родителями: Мухтар, Султан и Шахмёлек - заботились о беженках и жалели их. Посторонним их не показывали, хотя на всякий случай Мухтар Халамлиев достал для них поддельные бумаги на русские имена.

В начале 1943 года Красная Армия освободила Северный Кавказ, а в ноябре по обвинению в сотрудничестве с нацистской Германией, выдвинутому против всего народа, карачаевцы были сосланы в Среднюю Азию: Казахстан и Киргизию. Пришлось покинуть родные места и семье Халамлиевых, несмотря на многочисленные обращения сестер Гейдман к властям,  что эта семья с немцами не сотрудничала, скорее - наоборот....

Много лет спустя, давно вернувшись из 14-летней ссылки, Султан Халамлиев вспоминал: «Многие тогда помогали людям, а как же иначе?.... Но знаете, что меня больше всего потрясло? То, что сестры Гейдман разыскали нас в ссылке и одна из них приезжала к нам в Киргизию. Можете представить, как смотрели в те годы на дружбу со ссыльными. Мы и сейчас переписываемся...».

2 августа 1994 года Яд Вашем удостоил Шамаила и Фердаус Халамлиевых,  их сыновей Мухтара и Султана почетного звания Праведник народов мира.