Избранные истории
Неонила Чистюхина
Из воспоминаний Константина Ахиэзера, 26 января 2000 года:
Я родился в Одессе в 1922 году. В начале войны был призван в армию, в первые же дни попал в плен. С трудом бежав из плена, я вернулся в Одессу в октябре 1941 года. В городе уже свирепствовали румыны. В своем доме родителей я уже не застал. Случайно встретил на улице Неонилу Чистюхину, с которой был дружен с 1938 года. Она знала, что я еврей, и, увидев меня, расплакалась, так как понимала, что мне грозит в оккупированной Одессе. Она мне рассказала, что моя семья – отец Ахиэзер Вульф, мать Ахиэзер Малка и сестра Сима были сожжены в Одессе в Каховских казармах 17 октября 41 года. Ее первый вопрос был: «Куда ты денешься, что с тобой будет?». Она обещала поговорить со своими родителями, чтобы помочь мне. Ее родители согласились приютить меня. Я тайком от соседей пробрался в их квартиру и прятался там около года: в кладовке, в подвале, под кроватью. В случае проверок и облав меня укрывали в сарае….
После освобождения я был направлен на восстановление Одесской железной дороги. В этот период я вернул себе фамилию Ахиэзер, так как в оккупации жил под фамилией Дмитренко. 8 сентября 1944 года мы стали мужем и женой….
Я прошу посмертно присвоить звание Праведник народов мира Неониле Николаевне Ахиэзер. Благодаря ее заботам и молитвам я остался жив, за что ей вечно благодарен, так как она ради меня рисковала своей жизнью и жизнью своих родителей. Я хочу, чтобы наши дети и внуки знали о ее подвиге и о том, каким святым человеком была их мать и бабушка.