Скорбим и помним

 

  Борис Бенехис

Ровно в 10 часов утра 15 апреля 2008 года, как это стало традицией, сирена возвестила о начале траурного Дня в память о шести миллионах евреев, погибших в Катастрофе.

В это безоблачное солнечное утро все в Израиле замерло в 2-х минутном молчании скорби. В эти мгновения в памяти уцелевших бывших узников концлагерей и гетто проносились жуткие картины пережитого. Детская память очень цепкая, в ней глубоко запечатлелось все до мелочи, отдельные эпизоды - один страшнее другого. Мы были свидетелями изощренных массовых убийств людей всех возрастов - взрослых, стариков, детей. Поля и веси усеяны костями наших родных и близких и мы никогда не узнаем об их трагической судьбе.

Моя семья из 7 человек вместе с 6 тысячами евреев местечка Сокиряны в Бессарабии была депортирована через несколько дней после прошедших погромов, устроенных нацистами в начале войны. Нас вместе с колоннами евреев из других городов и селений этапом гнали неведомо куда. На дорогах оставались люди, которые не могли дальше двигаться. Румынские солдаты-конвоиры вместе с местными полицаями побоями вынуждали близких оставлять этих немощных людей. Эта трагедия постигла и мою семью: мать в агонии осталась в Косоуцком лесу, средний брат Шалом - на высоком правом берегу Днестра. Отца, умершего в каком-то хлеву в Ободовке во время привала, унесли. Уже в гетто села Балановка вблизи Бершади от сыпного тифа умерли две моих сестры, их тоже унесли. Все это произошло с начала июля до декабря 1941 года. И это не единственный пример. Все три года пребывания в гетто, я, десятилетний мальчишка, вел борьбу за выживание. Множество аналогичных трагических судеб мы описали в своих воспоминаниях, изданных ашдодской амутой «Зикарон» в книге «Колокола Памяти».

В эти грустные дни в Ашдоде проходили траурные церемонии в школах, в матнасе «Дюна», где собралось более 400 человек - бывшие узники концлагерей и гетто, представители руководства города, общественных организаций, молодежь. Скорбная церемония началась зажжением 6 свечей в память о 6 миллионах погибших евреев. В церемонии участвовали представители амуты «ЗИКАРОН» - Хася Гитман, бывшая узница гетто в городе Ковно, Ада Русовская, бывшая узница концлагеря Печора «Мертвая Петля», Абрам Мицель, бывший узник гетто г. Бершадь. Затем с волнующими душу краткими речами выступили общественные деятели - мэр Ашдода, Цви Цилькер. Недавно он сопровождал 300 учащихся города в составе 8 тысяч участников молодежного марша в Польшу в места, где располагались концлагеря и крематории. Выступил вице-мэр города Владимир Гершов, почетный гражданин Ашдода господин Арье Кланг, главный раввин города Иосиф Штейн. Последний подчеркнул, что жертвами геноцида были не только взрослые, но более 1 млн. детей - а это значит, что многие последующие поколения евреев ушли в вечность вместе с ними.
Фрагмент стелы амуты "Зикарон"

Выступившие бывшие узники гетто и концлагерей рассказывали о своих судьбах и о тех, кто вместе с ними пережили ужасы Катастрофы. Велика скорбь нашего народа, но мы, пока живы, будем хранить память о погибших и передавать ее молодому поколению. В заключение состоялся большой траурный концерт городского хора пенсионеров под управлением четы Татьяны и Юры Сандлер.

На следующий день, 16 апреля, в память о Катастрофе и героизме европейского еврейства, Совет амуты «Зикарон» на Ашдодском на городском кладбище, у стелы погибшим в концлагерях и гетто, провел траурный митинг. Вместе с членами нашей организации собрались представители муниципалитета и общественных организаций города. На памятной стеле выгравированы имена наших родных и близких, погибших в годы Катастрофы и на полях сражений с фашистами. Открывая траурную церемонию в память о безвинно погибших во время Холокоста, председатель амуты «Зикарон» Арон Молотковский призвал не только помнить самим, но передавать эту память детям, внукам и последующим поколениям. Он также призывал всеми средствами свидетельствовать всю правду о Катастрофе и разбивать лживые утверждения фанатиков и мракобесов - юдофобов о том, что Катастрофа - это вымыслы евреев. Бывшие узники гетто - Леонид Грипс и Мина Кривошей возложили венок к подножию стелы. В этот печальный день проведение митинга у стелы памяти стало уже традицией.

Отрадно, что вся церемония была отражена в телевизионной передаче по каналу RTVI и в прямом эфире по русскоязычному радио РЭКА в программе Евсея Тростана «Колокола памяти». По откликам слушавших эти передачи взволновали души и еще раз подтвердили, что невозможно придумать сценарий, который отражал бы такое разнообразие трагических судеб каждого из переживших Катастрофу. Мы будем продолжать заботиться о бывших узниках гетто и концлагерей, чтобы зарубцевались душевные раны.

 
Поделитесь своими впечатлениями и размышлениями, вызванными этой публикацией.


назад

на главную