Память. Хранить вечно

 

Михаил Трабинович


 


Тетя Бэлла с мужем Генрихом, инвалидом первой мировой войны, и годовалым Йосиком не смогли эвакуироваться, остались в оккупированном Бердянске. Они разделили судьбу всех евреев города. Мой двоюродный братик – в числе полутора миллионов детей, расстрелянных,  отравленных газом, сожженных в крематориях концлагерей гитлеровскими палачами и их пособниками.

Сегодня, в теплый декабрьский день уходящего года, здесь, в долине Рухама западной части Негева, вблизи молодой рощи звучат скорбные слова кадиша по невинным жертвам чудовищного злодеяния.

… Предыстория. Идея увековечить память детей, погибших  в Холокосте, много лет, что называется, витала в воздухе. И озвучена была в форме реального проекта Гитой Койфман, председателем Всеизраильской Ассоциации  “Уцелевшие в концлагерях и гетто”. По ее предложению, единодушно поддержанному Советом Ассоциации, была инициирована посадка Рощи Памяти о детях, погибших в Холокосте. Участок для посадки первых тысячи деревьев выделил Еврейский Национальный Фонд (Керен Каемет леИсраэль) в западном Негеве. Торжественная закладка состоялась в марте 2015 года …

За эти три года саженцы окрепли, поднялись и встречали гостей, бывших узников фашистской неволи, выживших в аду гетто и концлагерей, поседевших, постаревших, но сохранивших память о злодеяниях оккупантов и их пособников.

На митинге, который открыла Гита Койфман,  они делились воспоминаниями о том времени, о смертельной опасности, которая грозила ежедневно им и их семьям, о нечеловеческих условиях жизни, точнее существования за колючей проволокой.
Выступавшие выражали чувства признательности руководителям ассоциаций, Еврейскому Национальному Фонду за реализацию благородного замысла – созданию Рощи Памяти. Говорили о необходимости привлечения юных израилетян к эстафете памяти о погибших.

Волонтер, Дима Юткевич из Кармиеля, заметил, что он по возрасту не переживал того, что выпало на долю узников. Но он и его друзья, участвовавшие в подготовке и закладке Рощи, чтят память погибших, глубоко сострадают уцелевшим за их переживания. Есть скорбь, но есть и чувство удовлетворения, что мы сохраняем и сохраним память о жертвах злодеяния …

Эхом скорби и сострадания отозвались в наших сердцах волнующие мелодии песен “Журавли, Еврейское местечко, Высота”  в исполнении Ильи Шульштейна под аккомпанемент скрипки Исаака Курца.

Организаторы нашли возможность познакомить участников поездки, бывших малолетних узников, которые приехали со всех концов страны, с историей и достижениями одного из первых еврейских поселений кибуца “Рухама”, расположенного поблизости.                                                    

 


Оставить комментарий