Поминание через 65 лет..

.

Галина Каширина

В этом году Яков Зейликович впервые поставил свечу и прочитал поминальную молитву по своей младшей сестре, которая скончалась 65 лет назад. Яков до сих пор ласково называет ее Кларочкой…

В младенчестве она сумела выжить в гетто, даже начала учиться в школе, но война с ее голодом, лишениями, холодом догнала девочку спустя 8 лет. Старания и слезы матери не остановили болезнь, девочка заболела туберкулезом и скоро умерла в детском тубдиспансере г. Киева.

слева направо: Кларочка, Анюта и Яша

 

Клара родилась 25 июля 1941 года, когда Томашполь уже заняли немцы. На руках у мамы Доры были старенькая бабушка Ита, восьмилетняя Анюта, Яше было полтора года. Отец, который был призван в Красную Армию и пропал без вести, так и не узнал, что у него родилась малышка.

Доля Зейликовичей была такой же, как и сотен тысяч евреев, находивщихся на оккупированной территории. Яше рассказывали, что он стал невольным спасителем бабушки, которую гнали на расстрел. Отчаявшаяся от горя мама крикнула ему на идиш: «Беги к бабушке!». Та взяла малыша на руки и прижала к груди. Солдат сжалился и прогнал старуху с ребенком от ямы, в которую в ту ночь были сброшены расстрелянные 242 человека…

Повзрослев, Яша со старшей сестрой захотели узнать, где похоронена их младшая сестренка, ездили в Киев, но не нашли следов. А потом семья уехала в Израиль, где живет уже сорок лет.

памятник на общей могиле на военном кладбище в Киеве

Желание Якова узнать хоть что-то о Кларочке, не давало покоя. Помог случай. Во время поездки в Германию Яков и Зина Зейликовичи познакомились с семьей Рувен из Нетании - Гришей и Фаней. Оказалось, что в Киеве живет их сын Александр, который к тому же занимает высокий пост - генерал юстиции. Он-то и помог найти в архиве документы о Кларе: запись акта о ее смерти 13 декабря 1949 года. Гриша и Фаня, побывав в гостях у сына в Киеве, сходили на военное кладбище, где до 1950 года на отдельном участке хоронили в общей могиле детей, умерших от туберкулеза. Если судить о памятнике на этом месте, во многих семьях от этой страшной болезни умирало сразу по нескольку детей - страшная судьба детей войны...

Так товарищи по общей судьбе Гриша и Фаня Рувен помогли председателю Кармиэльской организации уцелевших в Катастрофе Якову Зейликовичу найти следы младшей сестры, залечить саднящую рану из прошлого.

Оставить комментарий
назад        на главную