Будучи 2 недели в сентябре-октябре в Германии, я говорил семье христиан, которая меня принимала, что они изобрели машину времени, и мы, рассказывая о пережитом в гетто, вновь попадаем в те страшные времена, не можем спокойно спать и с трудом возвращаемся в обычную обстановку. Это травма для нас.
Публикую ответ, который они прислали.

Роман Брамник.

 

Письмо немецких христиан-евангелистов

 

"Время исцеляет раны"- так гласит пословица, но действительно ли это так? Нет, особенно тогда, когда речь идет о травмирующих переживаниях, и конечно же нет, если их испытывают дети. Наши гости из Израиля, которые провели свое детство в гетто в Украине и Беларусии, так и не могут забыть ужасы и страдания. Разговор об этом требует от них много мужества и силы.
У детей нет возможности и опыта для переработки травматические переживаний. Чтобы продолжать жить, им приходитьса скрывать боль. Но с возрастом память возвращается.
Многие из наших гостей не могут спать или их мучеют кошмары. Это те люди, которые по идеологии наших отцов не считались достойными жизни. Тем не менее, они приехали без предъявления обвинения или горечи против нас и видят свою задачу в том, чтобы рассказать молодым немцам свою историю и придать голос и лицо Холокосту.

Они, кроме Владимира и Эрики, впервые в Германии и некоторые из них никогда вообще не рассказывали перед студентами о своем опыте. Мы не можем отменить преступления нашего народа перед народом Израиля. Но мы все-таки можем говорить с сожалением о прошедшем и просить прощения за наших отцов, бабушек, дедушек, прабабушек и прадедушек.

Нам надо изучать истории наших семей и разорвать завесу молчания. Когда молодые люди в Германии слушают с уважением и признательностью переживших Холокост, то страдание разделяется и происходит частица исцеления. Чувство вины и травмы не исчезают со временем, но если правда не произносится вслух и не просится прощение, то травма передается из поколения в поколение. Это касается как преступников, так и жертв. Многие молодые евреи и немцы стали задавать вопросы и проводить исследования в архивах, чтобы пролить свет на скрытые истории своих семей, потому что это тоже часть нашей идентичности. Мы, наследники, должны знать, какой груз по-прежнему лежит на наших плечах. Говорить о том, что случилось, это лучший способ исцеления и примирения. Нынешнее Государство Израиль является результатом Холокоста и знаком надежды для всего мира. Наши гости строили эту страну и гордятся ею. Если мы будем искать примирения с ними, то будет и примирение с Израилем.

Мы хотим быть примером в дружбе с Израилем, примером против старого и нового антисемитизма.


Связанные материалы:

- Влад. Туфельд. Последние свидетели Холокоста в Германии

Оставить комментарий
назад        на главную