День Победы в Кирьят Моцкин

Инна Вилер

Фото автора

Чтобы помнили...

Говорят, что еще пару десятков лет назад в Израиле День Победы никак не отмечался. Сейчас этот праздник со слезами на глазах признан государственным и проходит по всей стране. В Иерусалиме и Тель-Авиве, Хайфе и Бат-Яме, Ашдоде и Беер-Шеве - всюду 9 Мая чествуют седовласых победителей - бывших солдат и партизан, узников гетто и концлагерей, блокадников Ленинграда и тружеников тыла.

В небольшом городе Кирьят-Моцкин, что в получасе езды от Хайфы, красивом в любое время года, ухоженном и благоустроенном, все самые значимые события проходят в сквере имени Голды Меир. Его видно прямо из окон моего дома. В праздники там обычно многолюдно, звучат еврейские мелодии и вкусно пахнет жареным мясом. Израильтяне выходят "на шашлыки".

Солнечное утро 9 Мая ворвалось в наши окна военными маршами и знаменитой "День Победы". И тут же позвонил Роман Брамник, руководитель местного отделения Всеизраильской Ассоциации "Уцелевшие в концлагерях и гетто". Мы обменялись поздравлениями и он пригласил меня на митинг по случаю Дня Победы. Через час я была уже в сквере, где собирались ветераны - очень пожилые мужчины и женщины, многие из которых пришли, опираясь на палочку, кого-то привезли в колясках, но все бодрые, улыбающиеся, с орденами и медалями. У мужчин боевые награды на лацканах парадных пиджаков, у дам - на легких блузках. Ба, да здесь много моих знакомых! Вот Роза Мирман, она руководит здесь женским клубом, а это Шломо Вайнбрандт - председатель Моцкинского Совета ветеранов. А тот мужчина, в парадной офицерской форме, где же я его видела? Неужели биробиджанец? Точно, Михаил Дубинский. Не участник войны, (молод еще), но кадровый военный, тоже не мог не прийти на праздник. А как похож на своего брата Григория! Того-то я лично знаю. А вот и соседка моя Мария подошла, болеет, стоит опершись на палку, тоже натерпелась лиха в войну. Отец ушел на фронт, мать одна поднимала троих детей, работала, как проклятая, надорвалась...

Ну вот, к церемонии все готово - микрофоны включены, ветераны рассаживаются на стульях, среди почетных гостей - руководители города - мэр Хаим Цури, его заместитель, представители Министерства абсорбции. Звучит кадиш по шести миллионам погибших, расстрелянных, замученных и сожженных, умерших от голода в блокадном Ленинграде... (Там, на Пискаревском кладбище, покоится прах и моих родных). И откуда-то приходят на память слова из Ури-Цви Гринберга:

"...нам уже не построить дом – на Восток окно,
не навесить дверь, не прибить мезузу для поцелуев – завет навек,
а в мезузе - божий глазок, что нас видел – тех...
Ни мезуз, ни губ не осталось там – схоронили всех"...

К микрофону подходит мэр города, господин Цури. Он приветствует и поздравляет участников торжества с Днем Победы, говорит, что для Кирьят-Моцкина этот праздник особенный, такой же особенный, как День Катастрофы. И не случайно здесь создан музей памяти воинов-освободителей. И ныне живущие, и будущие поколения израильтян, - подчеркивает глава муниципалитета, - не должны забывать о подвиге своих дедов и прадедов. Ветеранов тепло и сердечно поздравляют руководители общественных организаций города, представитель Министерства абсорбции, а затем, по традиции, к подножию монумента возлагают венки. Звучит Атиква - национальный гимн Израиля, музыка и слова которого заставляют плакать, сколько бы ты их ни слушал:

Пока внутри сердца всё ещё
Бьётся душа еврея,
И в края Востока, вперёд,
На Сион устремлён взгляд, -
Ещё не погибла наша надежда,
Надежда, которой две тысячи лет...


 

Этот День мы приближали как могли...

У женщин свои счеты с войной Шломо Вайнбрандт и Роза Мирман Звучит Атиква
   
  Венки от узников гетто Фото на память с мэром города Хаимом Цури  

Оставить комментарий