Холокост между памятью и историей

(Выступление в Киеве на торжественной церемонии, посвященной
Международному дню памяти жертв Холокоста 27 января 2010 года)

др. Борис Забарко

От имени Всеукраинской Ассоциации евреев - бывших узников гетто и нацистских концлагерей, от имени всех выживших в годы Холокоста (Шоа, Катастрофы) – организации, которая по количеству своих членов занимает первое место на постсоветском пространстве, третье – в Европе и пятое – в мире, приветствую участников торжественной церемонии, посвященной Международному дню памяти жертв Холокоста, который мы отмечаем в пятый раз. В год шестидесятипятилетия Победы во Второй мировой войне тема Холокост звучит особенно остро и актуально.

Как известно, 1 ноября 2005 г. специальная сессия Ганаральной Ассамблеи ООН приняла историческую резолюцию №69/7 «Память о Холокосте», и учредила Международный день памяти жертв Холокоста 27 января – день освобождения концлагеря Освенцим советскими войсками.

Идею провозглашения 27 января Международного дня памяти жертв Холокоста, выдвинул Совет Европы в 2002 г.. В ее основе лежало положение Декларации международного форума по Холокосту, который проходил ровно 10 лет назад в Стокгольме. Руководители 45 стран мира (в том числе и Украина) взяли на себя обязательство «развивать разные формы увековечения памяти жертв Катастрофы, включая ежегодный день памяти жертв Холокоста». Как писала европейская пресса: «Холокост выпустили из гетто», «С этого времени Холокост перестал принадлежать только евреям».

В январе 2005 г. идею о Международном дне памяти жертв Холокоста одобрили на 28-ой специальной сессии ГА ООН (исторической и символической, по определению ее Председателя Жана Пинга), которая была посвящена шестидесятой годовщине освобождения Освенцима и других лагерей смерти войсками союзников. Тогда же в Кракове состоялся Международный форум памяти Холокоста «Let my People Live!».

12 августа 2005 г. представители Австралии, Израиля, Канады, Российской Федерации и США обратились к Генеральному секретарю ООН с предложением включить в повестку дня 60-ой сессии ГА ООН пункт «Память о Холокосте». Десять месяцев подготовительной работы, два дня обсуждения, страстная речь израильского посла в ООН Дана Гиллермана, который представлял резолюцию (спустя лишь неделю после того, как иранский президент Махмуд Ахмадинеджад призвал стереть Израиль с карты мира) и резолюция «Память о Холокосте», поддержанная 104 странами мира (включая 8 мусульманских стран), была единогласно принята. Украина была соавтором резолюции.

О Холокосте будут знать, и помнить все люди Земли. Он стал частью системы ценностей демократического мира.

В резолюции «Память о Холокосте» подчёркивается, что "Холокост, приведший к истреблению одной трети еврейства и бесчисленным жертвам из числа представителей других меньшинств, будет всегда служить всем народам предостережением об опасностях, которые таят в себе ненависть, фанатизм, расизм и предвзятость".

В ней отвергается "любое отрицание Холокоста - будь то полное или частичное - как историческое событие", безоговорочно осуждаются "любые проявления религиозной нетерпимости, подстрекательства, преследования или насилия в отношении отдельных лиц или общин, обусловленные этническим происхождением или религиозными верованиями, где бы они ни имели место".

… 65 лет тому назад, в тот уже далёкий январский день 1945 г., советских воинов, вошедших в лагерь смерти Освенцим, ворота которого первым открыл командир штурмового отряда Анатолий Шапиро, встретили семь тысяч живых скелетов, которые не могли не только передвигаться, но даже говорить, у которых не осталось сил даже на то, чтобы радоваться освобождению.

Воины-освободителями, потерявшие в боях за лагерь почти половину личного состава (погибли 231 советских солдат и офицеров), чтобы не дать умереть последним узникам, с ужасом увидели: разлагающиеся трупы, горы одежды, зубов, детской обуви, увидели бани, в которых не мылись, больницы, в которых не лечили. Увидели крупнейшее в мире кладбище, где нет могил. Как и у нас, в Бабьем Яру.

В Освенциме-Биркенау было уничтожено (по разным подсчетам) от полутора до двух миллионов человек из более чем 20 стран: 150 тысяч поляков, 23 тысячи синти и рома, 15 тысяч советских военнопленных и около 25 тысяч граждан других национальностей. Но больше всех было евреев - 1 миллион 100 тысяч человек. Из десяти уничтоженных здесь девять были евреями.

И среди них дети - 220 тысяч еврейских девочек и мальчиков. 11 тысяч цыганских; несколько тысяч белорусских, украинских, русских, польских.

Один из освободителей Освенцима, Герой Советского Союза, генерал-лейтенант Василий Яковлевич Петренко вспоминает: «Жуткая картина: вздутые от голода животы, блуждающие глаза; руки как плети, тоненькие ножки; голова огромная, а все остальное как бы не человеческое – как будто пришито. Ребятишки молчали и показывали только номера, вытатуированные на руке.

Слез у этих детей не было. Я видел, они пытаются утереть глаза, а глаза оставались сухими…».

В той страшной кровавой войне - в Холокосте - еврейский народ потерял 6 миллионов своих сынов и дочерей (Это больше чем все еврейское население Израиля). Треть еврейского населения планеты, две трети еврейского населения Европы, в том числе полтора миллиона детей, были жестоко убиты.

Бывший узник Освенцима, лауреат Нобелевской премии мира Эли Визель однажды охарактеризовал убийство еврейских детей - уничтожение будущего - в качестве худшего из преступлений: "Их всегда первыми забирали и отправляли на смерть. Если бы я должен был начать перечислять здесь и сейчас их имена - мойшелей, янкелей, соделей, - я должен был бы стоять здесь на протяжении многих месяцев и лет". Мы никогда не узнаем, сколько будущих Эйнштейнов было среди них.

Целая цивилизация, внесшая чрезвычайно огромный вклад в культурное и интеллектуальное наследие Европы и всего мира, была растоптана, разрушена и уничтожена.

Более полутора миллионов украинских евреев были уничтожены нацистами и их пособниками в этом неслыханном народоубийстве. Каждая четвертая жертва - украинский еврей. В Украине нет ни одной еврейской семьи, которой не коснулся Холокост.

Для уничтожения евреев на нашей земле применялись не только массовые расстрелы – десятки тысяч людей были убиты в течение одного дня в Киеве и Виннице, Бердичеве и Харькове, - но и поистине изуверские средства. Евреев топили в Днестре и Южном Буге, сжигали в синагогах, бараках и свинарниках Дальника и Богдановки, замуровывали в каменоломнях Одессы, живыми сбрасывали в угольные шахты Донбасса, зловещие машины-«душегубки», в которых убивали выхлопными газами, были опробованы на наших евреях. Сотни тысяч людей были убиты и не имеют могил, никто их не хоронил, они стали дымом и пеплом.

Для евреев Украины и Европы, освобождение от оккупации, а затем Победа над нацизмом, означали спасение от тотального уничтожения.

Но освобождение произошло слишком поздно.

Только немногие смогли пройти через эти страшные испытания, через этот ад на земле. Их чувство облегчения в момент освобождения было смешано с неизбежным осознанием ужасной судьбы, постигшей бесчисленное количество тех узников нацизма, которых уже нельзя было спасти. К радости наступления свободы, писал Примо Леви - бывший узник Освенцима, отразивший в литературе драму Холокоста, "примешивалось болезненное ощущение стыда… и страдания, потому что мы чувствовали, что свобода - это иллюзия и с этого момента никогда не случится ничего доброго и чистого, что заставило бы нас стереть прошлое и предать забвению не заживаемые шрамы от нанесенных нам обид".

С тех пор прошло 65 лет.

И все эти годы мы вспоминали с болью и печалью, пытаясь понять: как эта беспрецедентная трагедия стала возможной? Почему мир не смог предотвратить Холокост и другие зверства, совершенные впоследствии? Как мы можем сохранить память о Холокосте, чтобы предотвратить нечто подобное в будущем? Извлекли ли люди уроки из прошлого, уроки, которые и 65 лет после Холокоста не потеряли своей актуальности и сегодня. И, если одни могут с бесстыдством и ненавистью призывать ко второму холокосту и предлагать, чтобы Израиль – родина евреев, был стерт с лица земли, а другие в нерешительности колеблются, стоит ли категорически осудить такого рода высказывания, становится ясно, что не все еще извлекли уроки из Холокоста. Вопросы, вопросы, вопросы...

Мы и будущие поколения еще долго будем искать ответы на эти сложные вопросы, которые оставила нам Катастрофа.

Находясь до сих пор в ее тени, в этот день мы воздаем дань памяти миллионов евреев, убитых немецкими палачами и их пособниками, всех жертв нацистского режима и склоняем головы в глубокой скорби. Самой большой данью уважения жертв Холокоста – это обеспечить, чтобы мы никогда не забыли о них, чтобы грядущие поколения навсегда запомнили это величайшее преступлении и извлекли из этого важные уроки .

Мы выражаем уважение всем выжившим в годы Холокоста, которые прошли через все ужасы гетто и концлагерей, которые были обречены на гибель, но сопротивлялись, боролись за свое существование, сохранили человеческий облик и победили смерть.

Как справедливо отметила бывший посол Государства Израиль в Украине Анна Азари, "чем дальше от нас Холокост, тем больше мы размышляем о нем и вкладываем в это понятие новый смысл. Если первоначально в формулировке "День Катастрофы и героизма" под героизмом понималось участие евреев в воюющих армиях, в подполье и в партизанских отрядах, то сейчас под понятием "героизм" понимается, и сопротивление евреев политике нацистов, хотя и без использования оружия в гетто и на оккупированной врагом территории и само стремление выжить и остаться евреями".

Своими героическими действиями они сорвали замыслы их угнетателей, дав надежду еврейскому народу и всему миру.

В этот исторический день мы также выражаем наше уважение и солидарность в адрес тех, кто выжил и живёт в других странах мира, и в первую очередь – в Израиле, в стране, которая поднялась из пепла и костей Холокоста. Благодаря их мужеству и стойкости болезненные уроки Холокоста обострили нашу коллективную совесть.

Сегодня, - подчеркивает Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун в Послании по случаю Международного дня памяти жертв Холокоста 27 января 2010 года - пережившие Катастрофу, «хотят донести до каждого из нас важнейшую мысль. Мысль о триумфе человеческого духа. Живое подтверждение того, что тирания, даже если она возникает, не может торжествовать победу».

Память о жертвах преступлений гитлеровцев и их пособников неотделима от памяти освободителей – советских воинов и воинов стран антигитлеровской коалиции, в составе которых было и полтора миллиона еврейских солдат. Еврейский народ, переживший трагедию Холокоста, равно как и всё человечество, в вечном долгу у них. Мы гордимся той ролью, которую сыграли наши советские солдаты, освободившие нашу Родину от гитлеровской оккупации, кто спас нас и мир от варварства и уничтожения.

Проходят годы, меняются ценности, но вечным останется наше чувство глубокой благодарности к тем, кто порой ценой своей жизни отстоял нашу свободу. Я говорю это от имени спасенных в Холокосте, как сын солдата, погибшего на фронте и как бывший узник гетто.

И сегодня, вспоминая о тех страшных годах войны и Холокоста, мы обязаны резко выступить против тех, кто пытается уменьшить их заслуги перед страной и человечеством. Мы обязаны сказать четко и однозначно: любые попытки переписывать историю, пытаясь ставить в один ряд жертв и палачей, попытки героизации пособников нацизма, уничтожившим или помогавшим уничтожать сотни тысяч мирных жителей, узников концлагерей и гетто - аморальны.

Отход от сложившихся ясных исторических и нравственных критериев оценки фашизма, снос памятников борцам с нацизмом при одновременном возведение монументов тем, кто воевал в годы войны на стороне гитлеровцев, награждение их правительственными наградами, проведение парадов и шествий последователей фашистской идеологии и агрессивного национализма, основанного на этнической ненависти, оскорбляют память миллионов жертв нацизма. Главный урок Холокоста состоит в том, что ни одна идея, (какой бы великой она не казалась) не стоит того, чтобы во имя ее проливалась кровь невинных людей.

Мы никогда не забудем и Праведников народов мира, которые, рискуя жизнью, а порой, и жертвуя ею, спасали евреев. Когда на планете бушевала война, когда миллионы людей ожесточались, теряя облик человеческий, в море ненависти, равнодушия и бесчувствия, несмотря на опасности и тяжелые испытания, часто преодолевая и предубеждения окружавших их людей, делали все для помощи и спасения людей, оказавшихся изгоями на своей родине. "Они не только спасали жизни, но и сохраняли мир Б-жий вокруг себя. Они помогли выдержать испытание на человечность своим близким, своим соседям, своим друзьям. И, в конечном счете, именно такие люди, осветившие мир светом своих душ, позволили ему оправиться после той страшной войны", - подчеркивает раввин Берл Лазар.

Еврейский народ нарёк этих благородных людей "хасидей умот аолам" - "Праведниками народов мира". По состоянию на 1 января 2008 г. из 22 216 праведников мира в 44 странах мира, украинских - насчитывается 2 213 человек.

Выжившие в эпоху Холокоста с благодарностью отмечают их героизм и гуманизм, которые могут служить критериями нашего понимания способности человека делать добро. Мы считаем, что увековечивание их памяти имеет большое политическое и воспитательное значение.

Холокост – вечная боль человечества. Он на все времена изменил мир, в том числе и Украину, оставив глубокие шрамы в истории и памяти. Это было трагедией не только евреев Украины. Это трагедия всей Украины с расстрелянным еврейским сердцем. Это часть нашей общей человеческой трагедии, истории и памяти. И ответственности.

Ветры исторических перемен открыли возможность дать честную оценку своему прошлому. И, если мы хотим избавить грядущие поколения от подобных трагедий, если мы хотим войти в цивилизованную европейскую семью народов, нам необходимо прилагать усилия, чтобы память жертв преступлений нацизма и их пособников не была предана забвению, а связанные с ней исторические события не были подвергнуты ревизии или использованы для неблаговидных политических или иных целей.

Необходимо представить историческую истину во всей своей полноте, не обходя и сложные, болезненные вопросы сотрудничества определенной части украинского общества с нацистами, коллаборации и антиеврейских акций украинских националистов, хотевших, как отмечает известный украинский историк Ярослав Грицак, «видеть будущую украинскую страну как страну Judenfrei, без евреев» (Ярослав Грицак. «Чи УПА брала участь у погромах, а чи допомагала рятувати євреїв?». – Український журнал -10/2009).

Необходимо также не обходить и светлые страницы истории Холокоста, которые замалчиваются официальной историографией - о роли украинцев в помощи и спасении евреев, – замалчиваются, может быть, потому, что мужество этих людей - укор местным погромщикам, палачам и полицейским, а также пассивным, равнодушным, доказательство, что и во мраке Холокоста можно было сделать другой выбор, кроме бессловесного подчинения преступному режиму или сотрудничества с ним, и оставаться порядочным человеком.

Как сказано в Евангелии от Иоанна, "правда сделает Вас свободными…"

Давая оценку замалчиванию геноцида евреев директор Украинского центра изучения истории Холокоста д-р Анатолий Подольский, отмечал: "В последние годы наблюдается почти полное исключение публикаций о Холокосте из академических изданий по истории Украины. Многим историкам комфортнее говорить о "нашем Голодоморе" и "их Холокосте", в результате чего геноцид евреев не воспринимается как часть общеукраинской истории". Подольский считает, что употребление термина "Украинский Холокост" применительно к Голодомору ведёт к прямой фальсификации истории. По мнению немецкого специалиста по тематике Холокоста Вильфрида Ильке, "над историей евреев военного времени надстраивают национальные памятники в честь ОУН-УПА, чтобы забыть другую "нацию-жертву".(http://izrus.co.il/history/article/2009-09-30/6478.html).

Мы обязаны не просто помнить о прошлом, но и четко осознавать, какие угрозы современному миру несут межнациональная рознь, расовая нетерпимость и пренебрежение к человеческому достоинству. Холокост принес нам горький урок того, что антисемитизм и фашизм – это одно и тоже явление, и ростки его надо уничтожать на корню. Это обязательство не только перед еврейским народом, но и перед всеми другими, кому угрожает или может угрожать такая же судьба. Потому что, как и это показал Холокост, хотя евреи могут быть первыми жертвами антисемитской ненависти, они редко оказываются последними жертвами.

Напоминание об этом может послужить предостережением о том, что мы должны всегда быть начеку, дабы не пропустить предупредительных примет новой беды.

Мы, пережившие Холокост, постоянно говорим об этом, потому что на своем горьком опыта знаем к чему ведет ненависть, предрассудки, ксенофобия и антисемитизм. И на вопрос: «Почему столько людей, которые пережили Холокост, ощущают появление угрозы еврейскому народу еще до того, как она принимает конкретные очертания?», отвечаем словами писателя и публициста, бывшего вице-премьера Швеции Пера Олмарка: «Потому что им известно, как «безвинные» намеки перерастают в обвинения, которые в свою очередь, превращаются в дискриминацию, а потом становятся частью заведомого порядка. И тогда начинается истерия. Те, кто пережил это один раз, бьют в набат, потому что знают, что поставлено на карту. Этими действиями они укрепляют демократию в наших странах таким образом, каким сделать способны только они. И мы должны прислушаться к этим людям, чтобы выжить самим».

Поэтому мы с полным основанием имеем право требовать от властей и общественности не только выразить свое отношение к антисемитизму, ксенофобии, разжиганию межнациональной вражды, но и решительного применения всех законодательно предусмотренных мер, чтобы виновные в антисемитских провокациях ответили и по украинским законам, и по законам человеческой совести.

И мы должны дать отпор безумным фанатикам и изуверам, кем бы они не являлись, которые отрицают Катастрофу. Во имя будущего мы обязаны помнить о Холокосте.

Время идет, и мы стоим на пороге момента, когда это трагическое событие превратится из памяти в историю. Как отмечается в Послании Генерального секретаря ООН по случаю Международного дня памяти жертв Холокоста 27 января 2010 года: «Люди, пережившие Холокост, будут с нами не вечно. Но память о том, что они пережили, должна оставаться с нами. Мы должны сохранить то, о чем они нам поведали, в памятниках, в учебниках — и прежде всего в своем решительном стремлении предотвратить геноцид и другие тяжкие преступления».

Выполнить библейский завет: "Только постарайся уберечь душу свою от забвения вещей, что увидели глаза твои, дабы не покинули они сердце во все дни жизни твоей. И должен ты рассказать об этом своим детям и детям твоих детей (Дварим 4:9-10) - наш долг перед прошлым и наше обязательство по отношению к будущему.

Рассказывая, мы исполняем - пусть лишь в меру наших слабых возможностей - последнюю волю безвинно погибших, которые верили, что кто-нибудь уцелеет и поведает миру правду, что души их будут спасены и смерть окажется не напрасной, если их последняя воля будет исполнена.

Опубликованные нами - бывшими узниками концлагерей и гетто - в Украине, Великобритании и Германии сборники свидетельств и воспоминаний, встречены с большим интересом мировой общественностью. Эти воспоминания – ответ всем тем, кто пытается спорить с историей, отрицая или преуменьшая трагедию Катастрофы, это удар по тем, которые делали и делают всё, чтобы стереть с лица земли еврейский народ, и саму память о нём.

Мы призываем продолжать, начатую нами в Киеве и во многих других городах работу по сбору и публикации в Украине и за рубежом уникальных свидетельств и воспоминания участников незабываемых трагических и героических событий в Украине, работу по определению мест гетто, концлагерей, лагерей смерти, рабочих лагерей и других мест принудительного содержания, а также массовых расстрелов евреев, работу по документации и увековечения имен евреев, погибших в период Катастрофы на территории нашей страны.

И, если сегодня мы сохраним и передадим «долг памяти», который которая порождает действие и является необходимым бастионом в борьбе с искушением забвения, и, если сегодня мы сохраним и передадим «долг солидарности», о котором Эли Визель, сказал, что «мы никогда не страдаем в одиночку, но мы всегда страдаем с теми, кто страдает из-за наших страданий», с нами останется и станет ещё более актуальным в будущем "долг просвещения" грядущих поколений о важности защиты достоинства и ценности каждой человеческой личности, вне зависимости от расы или религиозных убеждений.

Вот почему Генеральная Ассамблея ООН в резолюции «Память Холокоста» призвала все государства "разработать просветительские программы, благодаря которым уроки Холокоста всегда будут в памяти будущих поколений и которые помогут предотвратить будущие акты геноцида". Это относится и к Украине тоже.

Поэтому мы, пережившие Холокост, которым про словам Генсека ООН отводится «важная роль в том, чтобы его уроки были сохранены в памяти будущих поколений», обращаемся к государственным и общественным организациям, к еврейским общинам развивать разные формы сохранения и увековечения памяти жертв нацизма, распространять знания о Холокосте, поощрять изучение истории и уроков Холокоста во всех его аспектах и направлениях – в школах и высших учебных заведениях, в общинах и других институциях.

Мы надеемся и верим, что еще при нашей жизни в Украине, которая была одной из самых ужасных сцен Холокоста и самых жестоких преступлений, будут установлены памятные знаки на местах массовых расстрелов украинских евреев, будут построены государственный Музей Холокоста, Мемориалы памяти в честь безвинно расстрелянных людей в Киеве, Одессе и других городах и населённых пунктах, а также Мемориалы Праведников народов мира, что Международный день памяти жертв Холокоста – 27 января - будет отмечаться в Украине на государственном уровне, как это происходит в других странах мира.

Мы надеемся и верим, что Украина, наконец-то, присоединится к International Task Fors (Рабочей группе международного сотрудничества по вопросам образования, памяти и изучения Холокоста), в которую в настоящее время входит 25 стран, и, что будет выработана и претворяться в жизнь государственная политика по отношению к памяти о Холокосте, как части общей памяти, истории и трагедии Украины, потому что евреи – жертвы Катастрофы - были детьми украинской земли.

От Кабинета Министров Украины и исполнительных местных органов мы ждём неукоснительного и полного выполнения Закона Украины «О жертвах нацистских преследований», практического участия в программах мемориализации Катастрофы, использования уникального опыта выживших в Холокосте, которые до настоящего времени находятся в тени общественно-политического внимания, для воспитания общества в духе толерантности и мира.

Мы обращаемся к международным, национальным и местным государственным и еврейским организациям и общинам проявить большую заботу и внимание к последнему поколению жертв Шоа, которых остается все меньше и меньше. Эти люди, пережившие самое страшное горе человечества, выжившие на краю смерти, потерявшие родителей, детство и юность, заслуживают достойной старости.

Признание темы Холокост является лакмусовой бумажкой, которая определяет принадлежность того или иного государства к цивилизованному миру. Тема Холокоста неисчерпаема, потому что человеческий фактор в ней - главное. Ибо как писал Примо Леви: «Шоа – это история человека, его достоинства и свободы». Это часть биографии каждого из нас, даже тех, кто избежал этого ада.

Сегодня, в Международный день памяти жертв Холокоста, не забывая о вине преступников и их соучастников, не умаляя страдания жертв и не отменяя скорбь, во имя душ ушедших и ради наших собственных - мы еще раз должны подтвердить наше желание: отстаивать человеческое достоинство для всех, утверждать жизнь, а не смерть, вселять надежду, а не отчаяние, преграждать насилие и благословлять свободу, справедливость и мир.

Поделитесь своими впечатлениями и размышлениями, вызванными этой публикацией.

 

назад

на главную