Мемориал Победы*

или "Браво, президент!"

Леонид Белоцерковский

Яков Зубарев

 

В понедельник, 25 июня в Нетании был открыт памятник победе Красной Армии над фашистской Германией. В этот же день с однодневным визитом в Израиле побывал Президент России Владимир Путин. 

Вместо намеченных 10.30 утра президентский самолет из России приземлился в аэропорту имени Бен-Гуриона в 12 с "хвостиком", и, встреченный заместителем премьер-министра Израиля, министром иностранных дел Авигдором Либерманом, Владимир Путин тут же выехал в сопровождении кортежа в Нетанию. Здесь уже томились в ожидании высокого гостя ветераны, прибывшие со всех концов страны для участия в официальной церемонии – торжественном открытии мемориала Памяти  советских солдат, погибших в годы Второй мировой войны.

Их не успели предупредить о задержке самолета, и они, привыкнув к дисциплине, приехали к месту сбора еще в девять часов утра – с учетом проверки службой безопасности. Так что пришлось старикам посидеть на свежем воздухе часа четыре. Хотя, как и положено солдатам, они не роптали. Все-таки не каждый день встречаешься с главой государства, в котором ты прожил большую часть жизни и за которое воевал, рискуя жизнью. Тем более, что воздух и вправду был свеж: с моря дул легкий бриз, от солнца укрывали растянутые над всей площадкой тенты, и питьевая вода в пол-литровых бутылочках раздавалась в неограниченном количестве. Правда, в отдельной палатке потчевали также бутербродами, вином и сладостями, но почему-то сюда допускали не всех, а только VIP-гостей.

Что же касается мер охраны, то они были не столь жестки, как можно было бы ожидать, но общая безопасность впечатляла: от окон близлежащих домов место церемонии защищали с обеих сторон (так, на всякий случай) большие тенты-паруса, а трибуна, стоящая в центре площадки, была укрыта пуленепробиваемыми стеклами. Периодически в небе слышался гул полицейских вертолетов.

И вот, наконец, подъехал кортеж. Первыми на площадке появились улыбающийся Авигдор Либерман, вслед за ним – как всегда, неулыбчивый - его российский коллега Сергей Лавров, а потом, пройдя по красной ковровой дорожке, перед присутствующими появились два президента – Шимон Перес и Владимир Путин.

- Уважаемый господин Президент, Владимир Владимирович! – приветствовал высокого гостя Шимон Перес. – Еврейскому народу представилась замечательная возможность отдать честь русскому народу за героизм Красной Армии, победившей фашистских захватчиков. Если бы не было этой Победы, сомневаюсь, встречались ли бы мы сегодня как свободные люди... Во время Второй мировой войны Россия не допустила, чтобы весь мир оказался на коленях.

В песне "Вставай, страна огромная!" сказано: "Не смеют крылья черные над Родиной летать, поля ее просторные не смеет враг топтать". На памятнике, который мы видим перед собой, - два белых крыла, победивших два черных крыла. Красная Армия превратила черное в белое. На наше счастье советский героизм победил нацистское безумие. Еврейский народ исторически обязан русскому народу. Именно Красная Армия стала первым освободителем концлагерей. Полмиллиона евреев воевало в ее рядах, из них двести тысяч пали на поле боя. Наш народ потерял во Второй мировой войне треть своих сынов и дочерей...

Сегодня в нашей стране живут полтора миллиона граждан, говорящих по-русски. Это израильтяне, которые не забыли русскую культуру и испытывают дружеские чувства по отношению к России. Ваш сегодняшний приезд в Нетанию – редкая историческая встреча, полная боли, гордости и надежды. Россия внесла решающий вклад в Победу в этой войне. И Россия может внести сегодня решающий вклад в дело мира на Ближнем Востоке. Вы приехали как нельзя вовремя. Спасибо Вам от всего сердца!

Речь президента Израиля длилась восемь минут, после чего российского гостя приветствовала мэр Нетании Мирьям Файерберг. Затем к трибуне подошел Владимир Путин.

- То, что я сегодня увидел и услышал, производит на меня глубокое впечатление, вызывает уважение к евреям, еврейскому народу, к народу Израиля, чувство благодарности за увековечивание памяти тех, кто погиб в годы Второй мировой войны. Мы присутствуем на открытии мемориала, который станет одним из самых знаковых в Израиле. Я видел у вас много других подобных памятников – все они талантливо исполнены, а этот послужит еще одним напоминанием о бессмертном героизме, силе духа всего военного поколения, о бесчисленных жертвах, о том, что Победа 45-гот года стала непреходящим достоянием всего мира. Мы высоко ценим то, что наши чувства разделяют в Израиле, где в сердцах миллионов людей – так же, как и у нас, в России – по-особому звучат такие даты, как 1 сентября 1939 года, 22 июня 41-го года и 9 мая 45-го.

Сегодня, открывая этот мемориал, мы вместе скорбим о тех, кто погиб на полях сражений, умер от ран и голода, был замучен в лагерях смерти. Холокост – одна из самых черных, трагических и позорных страниц истории человечества. Конец этому безумию положила Советская Армия. Этот прекрасный монумент не только взывает к нашей памяти – он напоминает, что мир по-прежнему хрупок, и мы должны сделать все от нас зависящее, чтобы преступные нацистские доктрины – в какие бы одежды они не рядились, остались в прошлом.

Я хотел бы выразить сердечную благодарность за инициативу по открытию мемориала Биньямину Нетаниягу, признательность Шимону Пересу и всем всем нашим израильским друзьям за всемерную поддержку исторической памяти. И, конечно, особая благодарность – авторам проекта Салавату Щербакову, Василию Перфильеву, Михаилу Народицкому. Поднимающиеся к небу крылья белого голубя символизируют победу добра и мира, и пусть эти великие ценности будут служить прочной основой дружбы между нашими странами.

В открытии памятника приняли также участие министры Софа Ландвер, Стас Мисежников и Юлий Эдельштейн, депутаты Кнессета, представители общественных организаций Израиля, а также многочисленная делегация российской стороны, в составе которой находились министры, известные политические и общественные деятели.

Генеральным спонсором проекта стал, как известно, Российский еврейский конгресс (РЕК), и после торжественной церемонии я подошел к его президенту Юрию Каннеру.

- Сегодня, можно сказать, вы  - главный именинник?

- Ну, что вы! Мы – скромные люди, которые благодарны судьбе, премьер-министру Израиля и фонду "Керен ха-есод" за то, что они привлекли наш конгресс к созданию этого мемориала.

- Легко было собирать деньги?

- Очень легко. Дело в том, что некоторые российские предприниматели хотели просто одним взносом внести нужную сумму, но мы решили, что спонсором такого памятника не может быть один человек, и потому собранные нами средства – коллективный взнос российских евреев.      

- После Победы я служил на Северном флоте, затем окончил в Ленинграде Военно-Морскую академию имени Крылова и прослужил двадцать лет на ракетном полигоне Черноморского флота, - рассказывает капитан первого ранга в отставке, председатель Ашкелонского отделения ветеранов войны  Михаил Стыскин. - Нас остается так мало, что такой памятник очень нужен уже не столько нам, участникам войны, сколько нашим внукам и правнукам - чтобы помнили, какую цену отдало старшее поколение за их жизнь и свободу.  И  это здорово, что на открытие такого мемориала приехал президент России.

- Я прекрасно помню тот день, когда 3 июля 44-го года услышал на  минской булыжной мостовой грохот советских танков, - вспоминает бывший узник Минского гетто Давид Таубкин. - Я подбежал к "виллису", в котором сидел офицер в невиданной мной до сих пор форме с погонами, тот вышел из машины, и тут я неожиданно для себя разрыдался. Мне было двенадцать лет, до этого я не плакал ни в гетто, ни в детдоме, где меня прятали после бегства из гетто вместе с русскими детьми, а тут не смог совладать с собой. Но офицер обнял меня и, успокаивая, сказал: "Они не вернутся". Этот памятник - замечательная дань памяти тем солдатам, что освободили нас.

Но у меня двойственное чувство. С одной стороны, Красная Армия освободила меня, а с другой - опоздала на целых три года. Виновата, конечно, не она, а правительство, которое оказалось неподготовленным к нападению Гитлера и которое бросило на произвол нацистов свой народ. Если бы власти хотя бы за несколько дней до входа фашистов в тот же Минск сказали нам "Уходите!"  - не было бы столько жертв. К ним свобода опоздала. Так что этот памятник - и тем нечаянным жертвам, которые могли бы быть сегодня с нами.

После церемонии в Нетании президент РФ направился в иерусалимскую резиденцию главы правительства Израиля. Здесь вместо планировавшегося часа Биньямин Нетаниягу и Владимир Путин в течение трех часов беседовали при закрытых дверях.  Как заявили после переговоров оба лидера на кратком брифинге для журналистов, они обсудили вопросы двустороннего сотрудничества и ситуацию в ближневосточном регионе - прежде всего, в Сирии, Иране и Египте.

Затем состоялся обед, на котором присутствовали представители российской делегации и израильские министры. Юлий Эдельштейн сумел высказать В. Путину просьбу об увековечивании памяти советского офицера – узника Собибора Александра Печерского, руководителя единственного успешного восстания в гитлеровском концлагере.

СМИ отмечают, что российского президента принимали с поистине царскими почестями. Израильские власти сделали все возможное, чтобы в ходе визита избежать неприятных вопросов, общение с журналистами было сведено до минимума. Однако власти не смогли оградить гостя от манифестаций противников визита, которые прошли рядом с резиденциями главы правительства и президента Израиля. Их участники назвали Путина нежеланным гостем, обвиняя российские власти в преследовании демократической оппозиции.

Вечером 25 июня в честь гостей из Москвы в резиденции президента Израиля состоялся торжественный ужин. С израильской стороны в нем приняли участие министры Авигдор Либерман, Софа Ландвер, Стас Мисежников, председатель коалиции Зэев Элькин, депутаты кнессета, видные общественные и религиозные деятели страны, предприниматели и журналисты. Среди гостей выделялись раввины Берл Лазар и Адольф Шаевич, президент Европейского еврейского конгресса Моше Кантор и президент Российского еврейского конгресса Юрий Каннер, президент Всемирного конгресса грузинских евреев Михаил Мирилашвили и его младший брат Габриэль,  главный ашкеназский раввин Израиля Иона Мецгер и его предшественник на этом посту Исраэль Меир Лау, "полпред" Израиля в России, замечательный поэт Андрей Дементьев, известный кинорежиссер Владимир Синельников, создавший документальную киносерию "Третья мировая началась."

Шимон Перес выступил с речью, в ходе которой призвал Россию способствовать укреплению мира и безопасности на Ближнем Востоке. Он назвал Путина одним из самых молодых государственных лидеров, который  по праву считается и самым опытным президентом в мире. Перес подчеркнул, что после избрания Путина двусторонние отношения между нашими странами начали быстро развиваться.

Наш президент припомнил, что в детстве часто слышал такое выражение: великая Россия - великая душа, и выразил надежду, что эта душа поймет нас. Перес отметил: у Израиля "границ больше, чем территории", но мы придаем большое значение  науке и технологиям. Россия, по его мнению, могла бы используя израильские разработки, стать "поставщиком хлеба для голодного мира".

Перес назвал главной опасностью современного мира террор, который поразил и Россию. Он подчеркнул, что Израиль никогда никому не угрожал, но сам живет в условиях постоянной угрозы своей безопасности. "Мы не считаем иранский народ своим врагом, но руководство Ирана объявило Израиль своим врагом №1", – сказал президент.

Владимир Путин в ответном слове  заметил, что мирный Ближний Восток, а также мир и спокойствие народа Израиля отвечают национальным интересам России, и СССР не случайно поддержал создание еврейского государства. Отношения между двумя нашими странами - особые, поскольку построены на особом человеческом факторе. Он подчеркнул, что Россия выступает за решение конфликтов только в рамках международного права и считает недопустимым, когда одно государство угрожает уничтожением  другому (естественно, с намеком на Иран).

Россия считает проживавших на ее территории евреев частью своего народа, и, возможно, кто-то из уехавших в Израиль еще вернется - ведь некоторые так и поступают, пользуясь тем, что сегодня "двери открыты в обе стороны". "Мир стал более подвижный и мобильный, все его части взаимосвязаны друг другом", – отметил высокий гость.

Российский лидер снова поблагодарил Израиль за теплый прием, а также за открытость и честность на переговорах, позволившие обсудить все актуальные темы. Он также приветствовал готовность Израиля к двустороннему сотрудничеству.

В. Путин пригласил президента Израиля приехать в Москву осенью на церемонию открытия музея толерантности, посвященного, в том числе, жертвам Холокоста.

Многие журналисты назвали ужин, данный в честь российского президента, царским. Но самим вкусным "десертом" стало выступление артистов театра "Гешер", которые  исполнили русские песни в израильской обработке. Небольшой концерт произвел впечатление на всех гостей, и даже фотограф резиденции израильского президента, сефард по происхождению, не устояв перед зажигательной музыкой, пустился в пляс... Одна из молодых артисток, исполняя на иврите известную песню о Капитане, подошла с микрофоном к Путину (тут охрана не воспротивилась), и тот неожиданно хорошим голосом умело подпел: "Капитан, капитан, улыбнитесь, только смелым покоряются моря..." Присутствующие не замедлили отметить талант российского лидера и даже выкрикнули в его адрес: "Браво, ха-наси!" Браво, президент!

В ночь на 26 июня президент России, остановившийся в отеле King David, посетил в Старом городе Иерусалима христианские святыни и Стену Плача. У Стены Плача его сопровождали раввины Берл Лазар и Адольф Шаевич. Российскому президенту  показали также подземные туннели, проходящие под Стеной Плача и представляющие собой подземные части Храма.

26 июня Владимир Путин посетил Бейт-Лехем (Вифлеем), где провел переговоры с председателем Палестинской автономии Махмудом Аббасом, а затем отправился в Иорданию на переговоры с королем Абдаллой II.

Накануне визита Путина в Израиль многие СМИ отмечали, что он связан, скорее всего, с желанием двух стран построить новую взаимовыгодную ось влияния - учитывая события "арабской весны", при которой Россия потеряла своих былых союзников на Ближнем Востоке. Однако само пребывание российского лидера на израильской земле не дало какой-либо конкретной информации. Не проскользнуло в его речах и одобрение возможного силового решения иранской ядерной проблемы. Все, что смог поведать открыто президент РФ, так это, что "у нас были плодотворные и обстоятельные переговоры с господином Нетаниягу, и мы не только подвели итоги того, что сделано, но и поговорили о расширении сотрудничества в стратегической перспективе. Так и будем действовать". А на приеме в резиденции Переса он сказал: "Тот, кто не смотрит вперед, остается позади", и добавил, что у России и Израиля очень много впереди работы по развитию сотрудничества в области науки, культуры и дипломатии.

Что ж, быть может, нам, евреям, что-то и перепадет хорошее от этого одного дня. Все-таки не зря практически весь этот  день первые лица нашего государства посвятили одному человеку - главе России, оказав ему поистине царский прием. 

Стелы у Мемориала

Фрагменты Мемориала

 
В.Путин, Ш.Перес, М Фрейденберг   Роман Ягель, генерал, Президент Союза воинов и партизан – инвалидов войны с нацистами  

* Выдержки из публикации "Царский прием"  в газете "Новости недели" 28.06.2012.

Оставить комментарий

назад         на главную