Литва. Спустя 75 лет после Холокоста

Анатолий Казарновский.

[Поводом к написанию этой статьи стала публикация проф. Пинхоса Фридберга: Комментарии литовских читателей, имеющие признаки преступления. Это комментарии к серии статей литовского автора Витаутаса Брувериса: «Lithuania and the Holocaust: Endless Seizures Instead of Healing Wounds» («Литва и Холокост: бесконечные судороги вместо заживления ран». Русский перевод 1 части серии здесь). Авторы комментариев допускают (публично) антисемитские высказывания и оскорбления в адрес евреев].

Господа антисемиты! Последний раз мы слышали похожие пожелания нам, евреям, уцелевшим в Холокосте и живущим в Израиле, три четверти века назад. Спасибо, что напомнили.

Позвольте и вам напомнить. Сегодня вы, пожалуй, самые последовательные ученики незабвенного д-ра Геббельса - помните его гениальное изобретение: "Жидо-большевик"? Наверняка где-то в старых ящиках в ваших домах завалялись эти нацистские листовки. Вряд ли вы их сегодня берете в руки и читаете. Но их дух и смысл - с вами! Он выражается в том, что в литовском общественном сознании дискурс о сталинском геноцие и дискурс о еврейском Холокосте - склеены. Кажется, эта склейка называется у вас "теорией двух геноцидов" (от Сталина и от евреев?). И клеем служит кто? Правильно, "жидо-большевик" - существо с огромным носом и партбилетом в когтях. Хотя фактически прототип этого существа пострадал трижды: от немецкого и сталинского тоталитаризмов (не меньше литовцев) и от литовского антисемитизма. Что касается Гитлера и Сталина, тут все понятно. И как с литовцами?

Прекраснодушная Рута Ванагайте называет литовских евреев "наши". Наверно, было бы лучше всем - и литовцам и евреям, если бы ее ценности разделяли достаточное число жителей Литвы. Однако, факты, которые она приводит, говорят, что число литовцев, посчитавших евреев "не нашими", оказалось достаточным - чтобы уничтожить десятки тысяч евреев. Да так эффективно, что немцы даже вынужденны были несколько тормозить процесс умерщвления, а хорошо себя зарекомендовавшие литовские отряды преребрасывали на смежные с Литвой оккупипрованные территории "для помощи отстающим товарищам".
Серьезный ущерб литовскому народу от сталинского геноцида никем не может оспариваться. Этот геноцид, в отличие от гитлеровского, осуществлялся на идеологических основаниях, а не на этнических. Потому пострадавших от него народов намного больше, и прежде всего,сам русский народ. Так пострадал, что до сих пор его "качество" не восстановлено. "Качество" литовских евреев также еще не достигает довоенного уровня, несмотря на то, что немало евреев были спасены литовцами, а евреи-коллаборанты отфильтрованы самой жизнью. В этом отношении сегодня "наши" и "не наши" оказались на одном уровне упадка.

В этой печальной ситуации, однако, находятся люди, полагающие, что можно поправить свои дела за счет других этнических общин ("нищий у нищего копейку украл", - говаривала моя бабушка о таких моментах). Кстати, вы наверняка знаете, чем отличается национализм от нацизма. На всякий случай, напомню: национализм эффективный легитимный инструмент становления и развития государственности. Почти все современные страны, включая Израиль, познакомились с ним, он сильно им помог стать на ноги и выстоять в невзгодах. Но национализм вырождается в нацизм в тот момент, когда перестает использовать в качестве ресурса творческие силы своего народа и начинает отнимать ресурсы у "не наших". Это плохо кончается для всех. Подчеркиваю: д л я в с е х, "наших" и "не наших". На этом прокололся ваш "Дядя Гитлер-1" и не только. И вы же знаете, если история повторяется, то в виде фарса. Мне кажется, еще одного вашего фарса Литве не выдержать.

Нетрудно понять простую вещь: вынутая из головы по рецепту Геббельса "теория двух геноцидов" на развитие страны не работает. Она конституирует структуру типа замкнутого цикла, состоящего из пары процессов: культа сталинского геноцида и культа антисемитизма. Такого рода странные "изобретения" появляются в безисходности интеллектуального кризиса.

Изобретатели, возможно, полагали, что такая конструкция отвлечет общественное внимание от геноцида "евреев как жертв Холокоста" в пользу подчеривания "выгодного" (?) положения "литовцев как жертв сталинизма". И тогда всем станет легче: пострадавшим литовцам легче будет требовать преференций и компенсаций от всех и каждого; евреям - принять "Окончательное решение" вопроса, кто наши и кто не наши, тихо заглаживать свою вину перед литовским народом за участие в сталинском геноциде, поминать своих погибших в литовском Холокосте и в сталинских репрессиях, временами поеживаться, читая в прессе напоминания (типа упомягутых выше комментов) о том, кто они такие и что с ними следует сделать; наконец, авторам напоминаний - публично демонстрировать свою больную душу, ничего и никого не опасаясь.

Цикл автономизировался, превратился в самодостаточный, т.е. - паразитный. Кто и что от него выигрывает? Может быть, бенефициары - его конструкторы? Сомнительно. Эта Теория просто нереалистична.

Обвинение евреев в нанесении ущерба национальным интересам - любимая отмазка антисемитов, независимо от географии: подведение рационального основания под иррациональные действия. Евреи Едвабне и еще в 124 таких же деревнях никакого ущерба польскому народу не наносили, отношения к сталинскому геноциду не имели, как и евреи Львова. Что не помешало полякам уничтожать евреев, а украинцам – тех и других в Львовском погроме и на Волыни. Тут играли не идеологические и не этнические мотивы. Вы считаете, в Литве все обстояло более интеллигентно? Нет: факты, представленные Рутой Ванагайте, не опровергнуты. Скорее, в «деле препятствия национальному возрождению угнетенных народов» роль евреев искусственно преувеличена, во всяком случае, она не выдается на фоне преступных действий «истинно наших». Зачем же и кому это нужно? Догадайтесь.

Iš viso:
Уважаемый г-н Витаутас Бруверис! (1) Ваш анамнез "... бесконечные судороги вместо заживления ран" - верный!
(2) Метод лечения один: разрыв указанного цикла. Иначе вы обречены содрогаться бесконечно. Как это сделать - (3) ваша техническая проблема .


Оставить комментарий
назад        на главную