«Ротшильды контролируют климат»
С чем связана новая волна антисемитизма в Европе и США?*

Исследователи отмечают, что предрассудки против евреев становятся частью мейнстрима



Михаил Тищенко




Представитель городского совета из Вашингтона Трэйон Уайт оказался в центре скандала, заявив, что холодная и снежная погода – вина Ротшильдов. «Снег взялся неизвестно откуда, – говорит он на видео, попавшем в интернет. – Это все манипуляция климатом. Этим занимаются Ротшильды – контролируют климат, создают стихийные бедствия, чтобы взять города под свой контроль».

Откуда взялась эта дикая теория? Можно предположить, что она связана с проектом «Сто устойчивых городов» – программой подготовки городов к стихийным бедствиям. Ее финансирует крупный бизнес и благотворительные структуры (правда, инициаторы проекта не Ротшильды, а фонд Рокфеллеров).

Программа привлекла конспирологов – авторов теорий о тайном контроле над климатом. Одна из них, Дебора Таварес, заявила, что представители бизнеса – Рокфеллеры и Ротшильды – якобы пытаются «изменить структуру Америки», а для этого установить контроль над городами, используя погоду как инструмент.

Но дело не столько в очередной теории заговора. Обвинения в адрес Ротшильдов – одна из давних тем в антисемитской риторике. Они были частью пропагандистской кампании германских нацистов. В 1940 году германская киноиндустрия, которую курировал Йозеф Геббельс, выпустила фильм о Ротшильдах, заканчивавшийся изображением звезды Давида на фоне карты Европы. Cписок претензий к ним пополнялся – династию обвинили в катастрофе «Титаника» и причастности к Холокосту.
Как считает профессор права Университета Флориды, автор книги о теориях заговора Марк Фенстер, многие из таких обвинений, даже если национальная тема не затрагивается напрямую, могут быть проявлением антисемитизма – попыткой оправдать предрассудки в отношении евреев, придав им более или менее рациональную форму. Рассуждения о Ротшильдах и климате, по мнению организации Jews United for Justice, из той же категории.

Трэйон Уайт позднее извинился. Но его случай – лишь один из примеров. В ходе беспорядков в Шарлотсвилле в августе 2017 года националисты скандировали: «Нас не заменят евреи!» Один из них заявил журналистам, что городом управляют «еврейские коммунисты». Дональд Трамп, баллотируясь в президенты, опубликовал фото Хиллари Клинтон на фоне денег и звезды Давида (источником изображения был форум правых радикалов) – образов, традиционно используемых антисемитской пропагандой. Его советник Майкл Флинн, выступая против демократов, перепостил твит «Нет, евреи, больше такого не будет». Позднее он назвал это ошибкой. Лидер движения «Нация ислама» Луис Фаррахан на съезде с участием тысяч последователей обвинил евреев в «связях с дьяволом, контроле над правительством и использовании марихуаны для воздействия на чернокожих».

По данным Антидиффамационной лиги (ADL) – негосударственной организации, созданной более ста лет назад и отслеживающей проявления антисемитизма в США, – число известных случаев враждебности к евреям в 2017 году выросло почти на 60%, рекордный показатель за время мониторинга. Согласно отчету Министерства Израиля по делам диаспоры, это соответствует и тенденциям в Европе, где антисемитизм постепенно проникает в политический дискурс.

Тенденции

В 2017 году ADL стало известно примерно о двух тысячах антисемитских ⁠инцидентов – как преступлениях, так ⁠и других случаях, ⁠не попадающих под уголовное законодательство (авторы отчета отмечают, что сообщают ⁠лишь ⁠о тех ⁠случаях, о которых узнали от пострадавших, правоохранительных органов или прессы). Впервые они были зафиксированы во всех штатах.

Согласно данным Лиги, стало больше известных случаев нападок на евреев в школах со стороны одноклассников. Были также сотни случаев, когда в еврейские организации поступали звонки с угрозами о бомбах. Сообщалось и об осквернении нескольких еврейских кладбищ.

Примечательно, что, согласно исследованиям ADL, уровень антисемитизма в США снижается. Если в середине 1960-х годов, по ее данным, такие взгляды разделяли 24% американцев, то сейчас – около 14%. Но при этом враждебность к евреям стала более явной. «Мы считаем, что это связано с конфронтацией в период выборов, которые сопровождались сигналами в адрес альтернативных правых (одно из расистских движений, в связях с которым уличали Дональда Трампа. – Republic), – констатирует Лига. – Антисемиты осмелели, они не боятся действовать исходя из своей идеологии».

В мире в целом, по сведениям Министерства Израиля по делам диаспоры, число проявлений насилия, связанных с антисемитизмом, снижается. Но одновременно с этим происходит его постепенное проникновение в мейнстрим. «Мы видим, как антисемитские проявления, высказывания и установки становятся частью того, что считается допустимым поведением в обществе», – отмечает ведомство.

Сообщения о росте антисемитизма поступают и из отдельных стран Европы. В Великобритании, по даннымблаготворительной организации Community Security Trust, число известных проявлений антисемитизма в 2017 году выросло примерно на треть. Инициатива Campaign Against Antisemitism связывает это с распространением теорий заговора левыми и правыми радикалами, а также исламистами, «что не вызывает должного противодействия в обществе». О росте насильственных преступлений с антисемитской подоплекой в 2017 году сообщили власти Франции. Около десятка таких случаев произошло уже в 2018 году, включая поджог магазина, продававшего кошерные продукты, и нападение на ребенка в окрестностях Парижа, поводом для которого, как призналфранцузский президент Эммануэль Макрон, стало то, что мальчик носил кипу.
Об усилении антисемитских настроений говорят и представители еврейской общины Польши – ситуацию связывают с недавним принятием закона, запретившего обвинять поляков в причастности к Холокосту. «Сейчас можно услышать то, чего мы не слышали с 1968 года (периода антисемитской кампании, которая привела к массовой эмиграции евреев. – Republic), – отмечаетглавный раввин Польши Михаэль Шудрих. – Заявления, что нам здесь нет места, чтобы мы уезжали в Израиль». «Евреи в Польше не чувствуют себя в безопасности, – заявляютеврейские организации. – Речь не идет о физическом насилии, но ситуацию нельзя назвать нормальной. Антисемитизм при участии официальных лиц стал частью общественного дискурса. Число угроз в адрес евреев растет. Власти бездействуют, осуждая антисемитизм только на словах».

Причины

После Второй мировой войны антисемитизм, по крайней мере в открытых формах, был в значительной мере вытеснен из общественного сознания. Но этот эффект постепенно исчезал. «То, что было недопустимым, теперь снова можно представить, – писал Atlantic. – Память о шести миллионах убитых евреев стирается, чувство вины становится бременем. А Израиль воспринимается не как небольшая страна в сложной ситуации, а источник космологического зла».

В Европе сыграла роль популярность правых партий, усиливших свои позиции на фоне миграционного кризиса. «Выборы в нескольких европейских странах, прошедшие в 2017 году, стали для них возможностью открыто распространять свои взгляды под видом легитимных политических дебатов, – констатирует отчет Министерства по делам диаспоры Израиля. – Кампании в Великобритании, Франции и Германии ускорили проникновение антисемитизма в политический дискурс не только для правых, но и для левых».

Формально подобные партии могут не поддерживать предрассудки в отношении евреев. Это, как отмечаетжурналист Gazeta Wyborzca Константы Геберт, случай правящей в Польше партии «Закон и справедливость». Именно она инициировала запрет на обвинение поляков в причастности к Холокосту. «Они просто не хотят терять голоса антисемитов, – считает Геберт. – Они боятся примера Венгрии, где правящие националисты столкнулись с конкуренцией со стороны правых».
Антисемитизм распространяется и среди беженцев, прибывших в Европу за последние годы. До недавнего времени, согласно отчету правительства Израиля, такие мигранты, значительную часть которых составляют мусульмане, почти не были вовлечены в антисемитскую деятельность, но теперь становятся угрозой для еврейских общин. Это проявляется в массовых демонстрациях против Израиля, на которых звучат призывы к расправе над евреями, и нападениях на еврейские организации. Исследование, проведенное в 2017 году фондом Ханса Зайделя в Баварии (было опрошено около восьмисот беженцев из разных стран), показало, что антисемитские настроения характерны более чем для половины респондентов. Утверждение о том, что «евреи получили слишком большое влияние в мире», поддержали около 50% опрошенных беженцев из Ирака и Сирии, около 60% – из Афганистана.

В США на ситуацию повлиял рост популярности теорий заговора. Они сопровождали предвыборную кампанию Дональда Трампа, который был гостем на шоу скандального конспиролога Алекса Джонса, а создателя крайне правого сайта Breitbart Стива Бэннона позднее сделал своим советником (ресурс Бэннона также распространял параноидальные теории, обосновывая их публикациямитипа «На границе Аризоны найден мусульманский молитвенный коврик» – хотя находка, якобы свидетельствовавшая об угрозе вторжения террористов, напоминала скорее спортивную форму). Сам Трамп, по сути, начал свою политическую карьеру как один из идеологов теории, утверждавшей, что Барак Обама не является уроженцем Соединенных Штатов и поэтому якобы не имеет права быть президентом. Исследователи, анализируя такого рода теории, констатировали, что они связаны с расовыми предрассудками.

Распространение таких теорий, попадание их в мейнстрим, по словам одного из руководителей Антидиффамационной лиги Лонни Насатира, создает почву для антисемитизма. «Люди, которые говорят о заговоре прессы, финансистов, правительства, недалеки от того, чтобы перейти к рассуждениям о влиянии евреев, – считает он. – Это довольно предсказуемо. Если они видят вокруг заговоры, то вскоре начинают считать, что за этим стоят евреи».

При этом антисемитизм остается индикатором состояния общества. «Там, где есть антисемитизм, будут существовать и расизм, и гомофобия, и тому подобное, – констатирует Насатир. – Если общество допускает одно из таких явлений, другие последуют за ним».


*Оригинал: Republic 22.03.18

Оставить комментарий
назад        на главную