Саксонские друзья Израиля

Александр Вишневецкий

На протяжении 2000-летнего пребывания в диаспоре отношение евреев и христиан не были дружественны. Во время Второй мировой войны, когда большинство христианского духовенства Европы не выступило против геноцида еврейского народа, эти отношения еще более ухудшились, несмотря на отдельные акты спасения евреев от нацистов с риском для жизни. В послевоенное время осознание вины христианами, нарастание антисемитизма и антисионизма способствовали тому, что наиболее близкие по религиозным воззрениям к иудаизму протестанты-евангелисты ныне открыто стали на сторону Израиля и еврейского народа. Связь с ними является одной из наиболее важных реалий после 2000 лет христианской вражды к евреям и  преследований.

Христиане осознают свои корни в еврейской вере. Многие евангелисты следуют завету Вс-вышнего с Авраамом о Святой земле. Их вера обязывает их способствовать возвращению евреев в Эрец Исраэль. Они поддерживают ряд проектов - эмиграцию евреев в Израиль, оказание помощи еврейским общинам в Восточной Европе, финансирование бесплатных столовых в Украине и Беларуси, распределение гуманитарной помощи, социальные проекты в Израиле.

В нынешних условиях, когда опасность повторения Катастрофы вновь становится реальностью, эта помощь особенно ощутима и важна.

Самые последовательные сторонники безопасности Израиля - это более 50 миллионов христиан-евангелистов в США: христиан-сионистов в полном смысле слова. Электоральный вес евангелистов высок - четверть всех голосов американских избирателей. Для этих христианских организаций политическая, моральная и экономическая поддержка Израиля является сутью их деятельности, а не миссионерство. Они считают, что Израиль должен сохранить за собой контроль над Иерусалимом, они являются противниками ликвидации большинства израильских поселений.

Материальную помощь от христиан-евангелистов получают жители поселений, сотни церквей помогают финансами поселениям в Иудее и Самарии для закупки школьного и медицинского оборудования, бронированных автобусов для детей, обустройства игровых площадок. Они также выделяют средства на социальные программы для 80 населенных пунктов в Израиле.

Число протестантов в современной Германии составляет около 26 миллионов человек из 82 миллионов населения. Миллионы евангелистов Германии имеют сионистскую ориентацию. Лозунги: "Израиль не одинок!", «Израиль нуждается в нашей поддержке сейчас!», «С вековой ненавистью к евреям необходимо покончить!» реализуются конкретными делами. В израильское лобби в Германии входят германо-израильско-еврейские и христианские общества, «Саксонские друзья Израиля» и «Христиане с Израилем», просионистская организация Франкфурта и многие другие клубы и центры. Они стремятся к правдивому освещению в СМИ ситуации в Израиле.

С 2004 года группы квалифицированных рабочих, христиан-евангелистов из организации «Саксонские друзья Израиля» едут в Иерусалим и другие города нашей страны для оказания реальной помощи пожилым людям, христианским организациям и оставшимся в живых бывшим узникам нацистских концлагерей и гетто. Начинались эти работы, когда шесть квалифицированных рабочих-мужчин из этой организации впервые приехали оказать практическую помощь. В прошлом 2010 году в такой бескорыстной работе в Израиле приняли участие 60 человек, а в этом году уже более 90 человек. Работы проводятся в разных городах -  Иерусалиме, Тель-Авиве, Хайфе, в менее крупных городах и населенных пунктах, в домах престарелых, в христианских организациях и в Палестинской автономии для арабов-христиан, в жилищах бывших узников фашистских концлагерей и гетто. В первую очередь это ремонтные работы: штукатурка стен и потолков, малярные работы, приведение в порядок балконов, ванных комнат и туалетов. Все необходимые материалы и инструменты для работы мастера привозят с собой. Завершение работ сопровождается тщательнейшей уборкой помещений и мытьем окон.

Однако, суть таких поездок не только в практической помощи, эти поездки означают незабываемые встречи, которые в душах бывших узников и немецких рабочих оставляют глубокие следы. Новые отношения устанавливаются с трудом, особенно для бывших узников: приезжающие ныне немцы - дети и внуки тех, кто уничтожил треть нашего народа. А нынче они искренне хотят помочь немногим уцелевшим живым свидетелям Катастрофы (всем этим людям за 70-80 лет!) справиться с бытовыми проблемами. Бывшим узникам трудно принять этих людей как своих друзей и защитников. Но искреннее желание помочь и бескорыстный труд немецких христиан создают новую атмосферу доверия, и бывшие узники начинают рассказывать обо всем пережитом своим добровольным помощникам, тем более что их рассказы вызывают нескрываемое сострадание и сочувствие со стороны их новых друзей.

По личному опыту бывшего узника гетто, выросшего в еврейском местечке, где язык идиш был естественным языком нашей жизни, быта и культуры, замечу попутно, что не возникало никаких серьезных проблем в общении. Особенно оживленными были разговоры за обеденным столом, когда мы кормили наших гостей  блюдами еврейской кухни, а также едой, перенятой у тех народов, где мы проживали (в нашей семье – это блюда украинской и узбекской кухни). Отвечая на вопросы немецких гостей, я рассказал им о гетто в моем местечке Чечельник, о мученической гибели семей двух родных сестер моей матери и ее отца в местечке Покотилово от рук нацистов и украинских полицаев, о гибели братьев отца и его племянников на фронтах войны. Я рассказал им и о судьбе родителей моей жены Ани, у которых их довоенные семьи погибли на оккупированной нацистами территории Украины.

Особую дискуссию вызвало мое сообщение о том, что наша семья не религиозная. Я объяснил гостям, что никто из верующих не смог мне ответить на вопрос, почему Б-г допустил гибель миллионов еврейских детей, не совершивших в силу своего возраста каких-либо греховных действий и поступков. Я напомнил им также, что на пряжках поясов фашистских убийц было написано «Бог с нами». Это не означает моего негативного отношения к Танаху и другим религиозным еврейским источникам, как творениям еврейского ума, культуры и истории, как и к вере христиан–евангелистов, весьма близкой по установкам к еврейской. Очень интересными были высказывания Дитера Койхера, прекрасно ориентирующегося в еврейской религии и цитировавшего целые отрывки из высказываний еврейских пророков.

Поражало отношение немцев к труду, их тщательнейшее и аккуратное выполнение работы и, конечно, соблюдение точного времени начала и конца работы, и даже начала и конца перерыва. Памятуя об отношении к работе в СССР, мы выставили к обеду и алкогольные напитки, но гости от них отказались.

Мне хочется назвать имена людей, успевших за три дня качественно выполнить большой объем работ в нашей квартире: Михаил Савицкий, Уве Вагнер, Дитер Койхер, Бонай Балаз, Гернер Ирис, Шонштайн Бернд и его жена Сусанна, Элка Гунтер и ее внучка, школьница Серафин. Способствовала проведению этой работы организация «Махасе» (убежище, с иврита) в лице программного координатора «Махасе» Аллы Омельченко, которая познакомила меня с этой группой.

Из 14 дней пребывания в выходные дни у наши гости знакомились со страной. Они побывали в Хайфе, Тверии, на Голанских высотах. Вместе с членами Иерусалимского отделения Всеизраильской Ассоциации бывших узников гетто и концлагерей гости посетили Яд Ва-Шем. Я видел их реакцию при осмотре экспозиций музея. У многих из них на глазах были слезы.

Теплым и трогательным было наше прощание. Мы благодарны нашим новым друзьям за все, что они делают для нас, для Израиля, за их теплоту и сердечность. Как жаль, что эти взаимные симпатии возникли столь поздно. Но как говорится: «Лучше позже, чем никогда!».

Посмотрите небольшой фотоальбом о пребывании немецких христиан в Израиле.

Те, кто захотят поближе познакомиться с этой организацией, могут посетить сайт www.zum-leben.de , правда, он, как и журнал этой организации «Zum leben» («К жизни»), на немецком языке, но фотографии и само оформление этих изданий ясно говорит об их отношении к Израилю и евреям.
 

Поделитесь своими впечатлениями и размышлениями, вызванными этой публикацией.

 

назад

на главную