Судьба  Валентина Лившица из Копайгорода

 

Воспоминания В. Лившица подготовила
Людмила  Барановская

В провинциальный мир Копайгорода вихрем ворвалась война……

В июле 1941-го года Винницкая область была полностью оккупирована вражескими войсками. В Тульчине, Копайгороде, Могилёве-Подольском, Шаргороде стояли румынские гарнизоны. В отличие от немцев, румыны  не устраивали массовых  расстрелов евреев. Однако их надзиратели избивали, морили голодом, гнали людей на тяжёлые, изнурительные работы…

Валентина, шестнадцатилетнего юношу, как лошадь, запрягали в двуколку с бочкой и заставляли возить воду из источника на румынскую кухню… Он изнемогал от непосильного труда и однажды  задумал сбежать, хотя бы на несколько дней, спрятаться где-нибудь и немного отдохнуть. Как только выпрягся из двуколки и стал уходить (бежать не было сил) откуда ни возьмись, появился  полицай  Васька Балынский и гаркнул: «Жиденя прокляте, куды ты накиваеш пятамы?». Он повалил парня на землю и стал бить своими сапожищами до крови. – « Будешь, собаченя, втикаты, застрелю!»... После  этих  побоев  Валентин еле пришёл в себя, и его через несколько дней вновь погнали на работу.

Но дальше было ещё хуже, Однажды ночью полицаи подняли всех и отправили в Тульчинский лагерь. Вот где был настоящий ад кромешный. Труд был рабским, с той лишь разницей, что рабовладельцы в своё время кормили своих рабов, чтобы те могли работать. Здесь же - морили голодом. Местные жители - украинцы, проходя мимо лагеря, иногда забрасывали свеклу, картошку. Редко, но попадались и сухари. С какой жадностью  Валентин однажды съел доставшуюся ему сырую картошку,  даже не хватило терпения вытереть с неё  огородную грязь. От хронического недоедания  он стал опухать.  Его, как и сотни других  узников гетто, ожидала голодная смерть.

Но случилось чудо. Всё  произошло, как в  детективном фильме. Однажды на рассвете в бараке к нему подошёл румын-сержант. Его знали все, он в своей повозке вывозил трупы из лагеря. На румынском языке, который  Валентин понимал, он  шепнул: «У входа стоит мой воз. Выйди и ляг в него. Поедем в Копайгород»  Он немедленно это сделал. Обессиленный,  с трудом вскарабкался на воз и, затаив  дыхание, лёг  на  дно. Румын прикрыл  его досками,  притрусил соломой, наверх погрузил несколько трупов и тронулся в путь. Полицаи пропустили его без проверки. Они ведь знали, каким ремеслом занимается этот румын. Дорога в Копайгород вела через лес. Румын сбросил в овраг трупы и поехал дальше. Путь домой показался бесконечно длинным. Лёжа в повозке, он подумал: «Эту операцию могла  организовать  только мама. Что не  сделает «а идише маме» для того, чтоб спасти от верной  гибели своего сына… Позже  он узнал, что румын этот оказывал такие «услуги» за взятки, и брал он только золотом или серебром. В семье  Валентина хранилась семейная реликвия от прадеда. Это были золотые  карманные часы с золотой цепочкой. Именно их  мама ( (да будет ей вечная память) отдала румыну за то, что он  вывёз парня из лагеря. Таким образом,  он оказался в кругу  семьи, рядом с дорогими людьми.    

Мама  выставила  на  стол всё съестное, что было в доме. (А было не так уж много). Зашли наши добрые соседи – тётка Мария и дьядько Максым. Фамилия их была -  Мельники …  «Ридна Перля ! (мою маму звали Пералэ) Що вы робыте? Подывиться, вин же опух! Його треба годуваты з ложечкы. Кышкы ж у нього пересохли…». Мария каждый день наведывалась и кормила Валентина. Через 15-20 дней  он пришёл в себя. Молодой  организм выстоял.

Шло время. В местечко доходили слухи об усиленном наступлении Красной Армии.  Все с нетерпением ждали освобождения.

Тот день настал 18-го марта 1944-го года. Партизаны С.А.Ковпака и с ними регулярные войска освободили в числе других населённых пунктов и Копайгород.

Постепенно восстанавливались местные органы власти. Полевой военкомат мобилизовал всех здоровых мужчин в армию. После месяца учёбы в 102-м запасном полку на фронт был отправлен и  Валентин.

На войне как на войне.  Он прошёл с боями до Берлина, там встретил Победу над ненавистным врагом. Награждён боевыми орденами и медалями. Был дважды ранен. Один осколок до сих пор сидит в теле, напоминая о грозных годах войны.
В 1949-м году, как участник войны, был принят без экзаменов в Винницкое музыкальное училище. Окончив его, преподавал музыку и пение в школах, руководил художественной самодеятельностью во многих коллективах.

Став на ноги, решил жениться. жена Аделя была верным другом много лет.  Они воспитали двух дочерей: Полина – учительница, живёт с семьёй в Израиле. София – по специальности врач и пока живёт в Санкт-Петербурге. Два года  тому  назад  Валентин овдовел и решил присоединиться к семье дочери. В Израиле, будучи на пенсии, продолжает заниматься любимым делом. На общественных началах выступает  в ульпанах, в матнасах. Живет полной духовной жизнью. Ему комфортно в Израиле.

Живет человек в своей стране, со своим народом и понимает, что не  зря  прошёл семь кругов ада.

Оставить комментарий