Седая девушка

рассказ Розы Михайловны Мишиной

Людмила Барановская



Роза окончила школу в 1940 году и поступила в педагогическое училище, хотела быть учителем, воспитывать и учить детей. Но началась война и Роза забрала документы из педучилища, поступила на курсы медсестер. В венное время – это было нужней.

Фронт подходил к её родному Житомиру. Она пошла на передовую. И прошла всю войну до последнего дня, расписалась на стене рейхстага. За четыре года на войне были и ранения и контузия. Роза выжила. На фронтовой дороге встретилась со своим будущим мужем и потом прожила с ним счастливо 25 лет. Первая седая прядь в ее волосах появилась, когда девушке было 19 лет. И как ни тяжела была фронтовая жизнь, как ни страшна была ежедневная угроза жизни, смерть, которая всегда рядом, - круглые сутки она отвечала за жизнь раненых,- седина поразила ее в Сталинграде. Вот как рассказала она сама об этом:

"Сталинград. Август 1942 года.. Полки, батальоны вгрызались в землю, чтобы не пропустить врага, который остервенело рвался вперед. Ведь Волга была совсем рядом – каких-то полтора-два километра. Гитлеровские бомбардировщики не жалели бомб, буквально осыпали нас ими.

Пригнувшись и падая на землю при свисте бомб, я подбежала к раненым, сделала перевязку одному, второму, третьему… шестому. С помощью шофера погрузила их в машину и отправила в медсанбат. Вдруг слышу плач, кто-то просит о помощи. Детский плач в этом кромешном аду меня потряс. Я побежала, Лежит мальчик лет десяти. Ранение в живот. Необходимо срочно оперировать. Быстро перевязала и – в машину. А тут – снова бомбежка. Навстречу, не замечая пуль и взрывов, бежит женщина:

- Где мальчик, который тут лежал? – Кричит, - где мой сын?

Только хотела ответить, и вновь – взрывы. Падаем. Чувствую, что по мне льется что-то теплое. Кровь. Женщина убита. Пытаюсь встать. Острая боль в ноге. Ранена. Чуть приподнялась, вижу – дом, что был вблизи, рухнул. Почему при этом я жива, непонятно.

За время войны было что-то похожее не раз. Мы форсировали Днепр. Бои шли уже на другом берегу, где я ждала плот, чтобы переправить раненых. Вокруг стрельба, взрывы. Увидела землянку, перетащила раненых в нее. И вдруг - сильнейший взрыв, меня откинуло им в реку. Когда пришла в себя, увидела, что от моей землянки ничего не осталось.

Позже, когда переправилась на другой берег, другая женщина дала мне зеркало и говорит: "Посмотри на себя.

Глянула я, а волосы-то у меня - все белые. А мне тогда было 19 лет".

Вот такой рассказ Розы Михайловны Мишиной. Она из тех людей, которые делают много, а говорят об этом мало.

Начинаю рассказывать, ком к горлу подкатывает. Не могу.

От жутких событий войны никогда не стираются и не ослабевают никакие подробности. Можно забыть мелкие подробности счастливых дней жизни. Страх и беды войны помнятся во всех ужасающих подробностях.

Боевой путь Розы отмечен орденом Красного Знамени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За освобождение Варшавы»

Роза Михайловна освобождала занятые фашистами города и села: "Насмотрелась я и на могилы, и на ямы расстрельные, и на людей, живых, похожих на мертвых, Все это – жертвы войны".

В последние годы Роза стала активным автором журнала «Судьбы холокоста».

Сохранилась рукопись одного из многочисленных замечательных ее писем, которое она писала, живя после войны в Казахстане. В нем Роза с настоящим фронтовым накалом и боевой уверенностью в свою правоту обращалась к состоятельным людям в Израиле с просьбой помочь выходу в свет журналов «Судьбы Холокоста» Она писала о том, сколько сил положено на создание этого благородного проекта, о его гражданской и человеколюбивой направленности. И о том , как важно все, о чем повествует этот журнал «Судьбы холокоста». Она пишет о памяти поколений, о необходимости передать ее следующему поколению.

"Когда мы рассказываем о Холокосте детям, многие даже не верят, что такое могло быть" - пишет Роза Михайловна. Она рассказывает о своей родне, погибшей в Украине в «Бабьем Яру».

Спасибо ей за ту благодарность, высказанную мне, как учредителю этого журнала "Судьбы Холокоста". О той боли, что принесла людям война, нельзя забывать. Как ни сложно, ни трудно мне в настоящее время издавать этот журнал, но мои друзья, энтузиасты, волонтеры стараются мне помочь. Ибо та катастрофа еврейского народа должна остаться в памяти еще живущих свидетелей и в назидание будущему поколению. ПАМЯТЬ ЭТА ЗАБВЕНИЮ НЕ ПОДЛЕЖИТ..

С трудом заставляю себя написать, что эта замечательная, героическая женщина не так давно покинула нас. Светлая ей память. На долгие времена.


Оставить комментарий
назад        на главную