Письма


От кого: Михаил Сарин <sinfasarin@gmail.com>
Дата: 3 февраля 2017 г., 21:06
Тема: отмсарина 2017 02 03
Кому: anatoly3534@gmail.com

Здравствуйте, уважаемый Анатолий!
Меня зовут Михаил Сарин, Ваш адрес мне дал Гена Подольский, с которым мы вместе учились в МЭИ. Он переслал мне стихотворение Татьяны Вольтской, которое мне очень понравилось - сделано мастерски, даже слишком.

Мне показалось, "литературщины" больше, чем собственных чувств. Впрочем, может я и ошибаюсь. Но, как еврей, живущий в Литве, хотел бы кое-что уточнить. Евреи в Литве никогда не были крестьянами, им просто не разрешалось владеть землей. Они жили в "штетл" - местечках. Мой отец, например, мальчишкой в Вилкавишкисе работал на щетинной фабрике Соболевича. И слово "сеновал" с литовским евреем никак не "монтируется". Ну, а уж "янтарные кочки" - это просто "развесистая клюква".

Литва - янтарный край, Паланга - янтарный берег, даже дюны с некоторой натяжкой можно назвать "янтарными". Но, никак не кочки в лесу. А вот насчет ямы и лопаты - чистая правда. Чтобы критика была "конструктивной" предлагаю слегка измененный вариант строфы, посвященной литовским евреям. Татьяна может им воспользоваться, если захочет, без всяких ссылок на меня.

Ах, скажите, скажите скорее,
Где, литовцы, ваши евреи?
Кто в местечке жил рядом с вами,
Те, кого вы толкали к яме,
А кто прятаться мог в подвале -
Тех лопатами добивали.
Между сосен, брусничных кочек
Не положите им цветочек?

Передайте ей, если сможете, мое восхищение ее мастерством. А вот по поводу содержания хотел бы ответить тоже стихами.

Уважаемая Татьяна!
Ну, зачем же бередить рану,
Что уже почти зажила,
Боль почти догорела дотла...

Было много тогда подонков.
Но, зачем обличать потомков?
Сыновья за отцов не в ответе,
А, тем более, внуки (их дети).

И не все голландцы, литовцы,
Подчинялись немцам, как овцы.
Были те, что евреев спасали,
Погибая при этом сами.

По заслугам судить всех надо:
"Мира праведникам" - награда,
Палачам - суровая кара,
Но один другому не пара.

И теперешние голландцы
Пусть спокойно танцуют танцы,
А теперешние поляки
Поедают бигос и фляки.

Пусть тошнота их всех не мучит.
"Список Шиндлера" ведь озвучен.
Ну, а если душе так больно,
То страданий вокруг довольно.

Да, я помню бабушку Басю,
Но, ведь гибнут сотни в Донбассе.
И о прошлом страдать нелепо,
Когда люди страдают в Алеппо...

А Европу корить не надо,
Ведь сегодня Израиль рядом.
Там счастливо живут евреи -
Программисты, полей чародеи,

Адвокаты, солдаты, студенты,
Ортодоксы и экс-диссиденты.
Позабудем плохое, что было.
Ведь про немцев Татьяна забыла?

С уважением, Михаил Сарин.

--"--

5 февраля 2017, 00:01

Спасибо, Михаил, за содержательное письмо.

Я увидел в нем два важных (для меня) вопроса: о сохранении памяти про Холокост и о стихотворении Татьяны.

1. Для меня сохранение памяти – дело индивидуальное, каждый решает сам. Просто потому, что память по понятию - характеристика индивида. Не все это понимают и многие повторяют, что “память о нас не умрет вместе с нами”, хотя это красивая метафора, но они оперируют ею, как реальностью. Это их право.
Более того, насколько мне известно, они иначе не могут: забыть о том, что было в оккупации, не в их силах. Многие хотят, но не получается. Одна наша бывшая узница из Вильнюса (заль) за все время жизни в Израиле (несколько десятков лет) ни разу не посетила Вильнюс и впадала в истерику при слове “литва”. Так что, советы типа “забудем прошлое, уставим общий лад” и “ребята, давайте жить дружно” – не про них. Забывают, правда, те, кто уже познакомился с альцгеймером, но они забывают все, и с этим опять-таки ничего не поделаешь. Разные есть отношения и предписывать всем что-то одно – не получится.

А вот что происходит “с другой стороны” – с той, которая убивала. Вот немцы-евангелисты, потомки тех самых, которые. Они приглашают нас в Германию и сами приезжают к нам. Отличные ребята, ни у кого язык не повернется в чем-либо их обвинить и какие-либо претензии предъявить им за дела их предков. Но они просят прощения у наших людей за своих преступников. А наши уклоняются (отказать хорошим людям неудобно как-то). Это потому, что те и другие иначе не могут: одни должны религиозную норму выполнять, а другие – не могут предать свою память.

Католический богослов Филип Янси приводит слова своего коллеги, который считает, что никто не вправе давать евреям советы помнить или не помнить, прощать или презирать еще, по крайней мере, 2000 лет. Я с ним согласен.

Теперь обратите внимание на панику в Литве, вызванную книгой “Наши” Руты Ванагайте. От нее отвернулись все знакомые, ее заклеймили, как “подлую суку, предающую свой народ”. Главное в этой (еще неоконченной) истории не сам скандал, а то, что он возник внезапно и развернулся, как взрыв долго копившейся энергии. Несколько раньше тот же эффект произвела книга Яна Гросса о поляках-убийцах и фильмы, поставленные по книге. Процесс мгновенно развернулся в общенациональную дискуссию: “надо или не надо вспоминать прошлое”. Заметьте, за 70 с лишним лет после самих событий, после многих других на протяжении этого периода публичных напоминаний о прошлом, которые быстро гасились, такая реакция – не спроста. Она не могла быть искусственно подготовлена ЦРУ, ФСБ, Мосадом или Сигуранцей, как готовились пожары на сегодняшней Украине, в Сирии и проч. Так вот, неспроста – потому как это естественный, т.е. закономерный процесс, это понимают те, кто занимается современной теорией деятельности. Они говорят, если не принять мер, одна их которых – публичное (нет, не покаяние) обсуждение по гамбургскому счету – взрыв может повториться еще через 70 лет и еще... Так что надо понять, что здесь мы сталкиваема с проблемой, на которую раньше обращала внимание только религия, и пыталась, задолго до Вас, своими слабыми ручонками потопить ее в патоке всепрощения (или наоборот – мести: “око за око”), а сегодня – это вполне рационально понимаемая ситуация, одна из многих. И, стало быть, может разрешаться рациональными способами.
Вот видите, какие сложности в этой теме. И это далеко не все. Так что свести проблему к “не сыпь мне соль на рану” не получится.

2. Насчет литературных достоинств/пороков таниного стихотворения сказать ничего стоящего не могу – не моя это тема. Скорее всего, ваши замечания верны. Я бы только не настаивал на соблюдении натуральности: все-таки поэзия, “захочу, сравню луну с трамваем” – не то что какие-то там “янтарные кочки”. Но не это главное, а смысл, он же относительно натуры инвариантен. Кстати, Татьяна ведь современных литовцев и других не обвиняет. И нет оснований требовать от нее, чтоб и праведников помянула, и всем сестрам по серьгам раздала. Не поэму же она сочинила про нового “евгения онегина” – “полотно литовской жизни”, а всего лишь тронула одну сторону одной темы, показавшуюся ей важнее других. Подход Татьяны – это подход инженера, которому надо не весь мир на уши поставить, а конкретную задачу решить, и для этого забыть, что “все связано со всем”, отложить в сторону бантики и выделить/создать главный объект, с которым потом работать. Почему она так поступает? Кто знает. Может, моя догадка ниже объяснит то, что я тут скороговоркой.

Теперь, о главном (для меня): почему заинтересовало это стихотворение. Знаете, не тем, как автор здорово высказалась о том, что нам давно было известно, нашла такие слова и такую конструкцию стиха, что царапают душу, и хочешь удержать слезы, да не получается. Для меня самое важное свернуто в последнюю строфу, а все предыдущее – подведение читателя к пониманию мысли, что в конце.

Как вы думаете, чем занимался мир последние 70 лет, касательно темы Холокоста? На мой взгляд, двумя вещами: одни выколачивали из немцев компенсацию для пострадавших в Холокосте, другие готовили новые Холокосты. Все были заняты этими благородными делами и мало кто задумывался о том, можно ли предотвратить новый Холокост и если да, то как это сделать. Хотя были и такие: Имре Кертес, Зикмунд Бауман и еще пару человек. Они как могли, двигали эту тему в концептуальном плане и многое прояснили, спасибо им. Благодаря их серьезным работам мы все больше начинаем понимать, что Холокост – проявление пороков нашей цивилизации. Не больше, но и не меньше.

Если это действительно так, представляете, что нас ждет впереди? И какой мощности усилия потребуются, чтобы исправить цивилизацию? Фантастика! С другой стороны, закрывать глаза и махать рукой – безответственно, потому как чрезвычайно опасно, даже если вероятность очень мала.
Во всяком случае, я реагирую на эту тему, в какой бы форме она не появлялась. И вот я увидел, что волна докатилась до поэзии. Не могу сказать “даже до поэзии”, хотя круг людей, понимающих, что опасность таится в самой цивилизации, по-видимому, расширяется. И это обнадеживает.
Внимательно читайте последнюю строфу там, где про волчицу. Жаль, сама Татьяна выхода не видит, она считает, ее смертельная “подсказка” уже оплачена. Но мне кажется, выход есть.

С уважением
Анатолий


Оставить комментарий