Заметки о ситуации в Израиле
(Из письма другу в Харькове. 13 октября 2023)
Анатолий Казарновский
Александр Городницкий:
В Ашдоде, Тель-Авиве и Эйлате,
С тоскою понимаешь неспроста,
Что надо отказаться от понятий
Гуманность, толерантность, доброта.
Осознаёшь, как дважды два – четыре:
Надежды обрывается стезя
В кольце врагов, с которыми о мире
Договориться всё-таки нельзя.
Им не напрасно праотцы усердно
Внушали с детства в давние года,
Что надо всюду убивать неверных,
Что надо их обманывать всегда.
Какая бы беда их ни косила,
И в наши дни, и в прошлые века,
Они признать способны только силу, –
Им не понять другого языка.
И значит, надо снова вынуть меч из ножен,
И сделаться противнику сродни.
Мы никогда их победить не сможем,
Не сделавшись такими, как они.
Тревожна ночь, и утро пахнет кровью.
В потоках злобы не отыщешь брод.
Среди племён поры средневековья
Не может жить сегодняшний народ.
... теперь актуальный вопрос: что нам делать дальше? Опять возобновились
разговоры про ещё одно арабское государство, которое не появилось вместе с Израилем
по решению ООН в 1948 году. Мне казалось, с этой идеей уже покончено, поскольку
сами палестинцы её реализовать не захотели. Причина "нехотения" вскоре выяснилась:
палестинцы предпочли жить не за счёт собственных творческих усилий, а за счёт
"гуманитарной помощи" тех внешних сил, которые противостояли Израилю. За
"помощь" надо было расплачиваться участием вместе с этими силами в ослаблении
Израиля, что и осуществилось в форме периодических терактов и непрерывной войны.
Теперь опять заговорили, но как-то вяло… Дескать, американцы настаивали на двух
государствах. Ну, настаивали, теперь не настаивают. Нечего суетиться.
Тем временем, среди нашего народа растёт популярность "окончательного
решения палестинского вопроса". Естественное желание.
Выложено несколько вариантов. Самый популярный - сравнять Газу с землёй -
всем уже невмоготу жить 75 лет в постоянном терроре и напряжении. Все уже готовятся
к крайним мерам: разрушить, уничтожить организацию ХАМАС. А что делать с 2 млн.
жителей Газы? Не проблема - война же: другие законы, победа невозможна без жертв,
особенно, среди мирного населения, тем более, оно виновато в терроре не меньше его
идеологов и исполнителей и т.д. Если этого не сделать, опять будут теракты, гибель
наших людей, а гуманитарные соображения уже потеряли значение.
Сравнять Газу с землёй ЦАХАЛ может за 2-3 дня. Тем более, этому были бы не
против в Саудовской Аравии, в Египте, и даже в Иране - фанатизм и нежелание
палестинцев "help himself" всем надоели: обуза, которая сдерживает развитие региона.
Однако до сих пор в Газе радикально ничего не изменилось, несмотря на
поддержку Израиля в мировом общественном мнении. Газу каждый день знакомят с
израильскими ракетами, но это как бы визиты вежливости в Газу в ответ на визиты Газы
в Израиль. Палестинцы продолжают отрабатывать свой урок, Израиль продолжает себя
сдерживать (похоже, сжимается в железный кулак для решающего удара), а наши люди
продолжают гибнуть - сегодня их число достигло 1300 человек.
Тупик. Тут наша проблема - не политическая, не техническая и даже не военная.
Моральная. Не в том дело, что кому-то жаль бедных террористов. А в том, что для
"окончательного решения палестинского вопроса" мы должны быть не только готовы к
немалым потерям наших воинов, но и к тому, чтобы опуститься на уровень этих
животных - уподобиться тем, кто в 1938- 1945 решал "еврейский вопрос". Значит,
потерять еврейскую идентичность. Вот нас и останавливает… память о Холокосте. Но
долго продолжаться эта неопределённость не может: когда идентичность под угрозой,
экзистенциальное напрочь вытесняет рациональное, открывая путь неограниченному
действию.
Итак, мы перед выбором: 1) Радикальное решение: перестать быть евреями, и
"что положено кому, пусть каждый совершит". 2) Очередной паллиатив: остаться
евреями, платить за эту "роскошь" дань террору-Минотавру и с сознанием своего
морального превосходства торжественно приближать момент самоликвидации
Выбор между "плохо" и "очень плохо", границы которых размыты.
Для ответственного разрешения такой витальной ситуации нужны люди
масштаба тех, кто стояли у основания Израиля - типа Голды.
Но, как сказано, "другых людэй у нас для вас НЭТ!", и в конце концов, решение
неизбежно будет принято. В любом случае, ХАМАС ждут смертельные сюрпризы.
Наши солдаты настроены радикально: уже в первый день вторжения они видели
массовые расстрелы молодёжи, изнасилованных девочек, костры, на которых
террористы сжигали пленных, изувеченных и убитых детей, отрезанные головы и проч.
зверства. Они, конечно, слышали о Холокосте, но до того никто из них Холокоста не
видел. Теперь они его увидели. В средневековом варианте. Они пойдут до конца, и я не
представляю себе, что или кто может их остановить. Они освободят в Газе похищенных
варварами израильтян.
Они уничтожат ХАМАС и за ценой не постоят.
____""____
Теперь деликатный вопрос: может ли уничтожение ХАМАСа быть релевантной
целью сложной, кровавой операции, предпринимаемой для изменения ситуации
"навсегда", или иначе: необходимо ли, достаточно ли уничтожить ХАМАС, чтобы наши
дети могли жить спокойно. Ответ зависит от вашего понимания мысли, высказанной
ещё в древности: «человек вторичен относительно идей».
Моё понимание. Речь о типе отношения: человек «вложен в идею», а не идея в
человека, идея поглощает человека, а не человек идею; идея управляет человеком, а не
человек идеей. Значит, сколько ни уничтожай ХАМАС, полной победы не достигнешь
никогда каждый раз на освободившемся от человека месте «внутри» идеи будет
возникать «заместитель уволенного» (в нашем случае, Джихад, Хизбола и проч.). И так
будет продолжаться до тех пор, пока существуют идея и это место «внутри» идеи. Такой
вывод подтверждают известные всем факты. (Обратите внимание: я не утверждаю, что
так происходит «на самом деле», я рассказываю о своём представлении о «самом деле».
А что происходит «на самом деле» никому не известно. Тогда, какой смысл моих
представлений? Смысл в том, чтобы передать вам одно из, но практически важное,
средство организации деятельности ведь все мы хотим быть практиками, не правда
ли?). Вспомним некоторые события из прошлого.
Я никогда не забуду день 9 мая 1945, когда мы праздновали "Победу над фашизмом", и
каждое 9 мая мы отмечаем этот день, ставший одним из самых важных в жизни многих
поколений. Но с некоторых пор мы видим странную вещь: оказывается, мы победили не
фашизм, а фашистов: их давно уже нет в живых - одни были уничтожены сразу после
войны, другие исчезли по возрасту - всё же 78 лет прошло, а фашизм сегодня живёхонек,
цветёт в различных регионах, в том числе, нашем, он столь же бескомпромиссный и
резвый, как 80 лет тому назад. Где и как ему удалось сохраниться без тех, «аутентичных»
носителей? Мы ошиблись? В чём?
Да, ошибка: нашего интеллекта не хватило на то, чтобы различить разное:
фашистов - носителей идеологии и саму идеологию фашизма. Взяли и приняли форму за
содержание. Откуда вытекла эта ошибка? Вы не поверите - из малозаметной, но очень
простой вещи: из повсеместно распространённого и всеми любимого
натуралистического мировоззрения (см. по указанной ссылке; там же рассказано, где,
как, и каким образом фашизму удалось выжить и сохраниться): в этом типе
мировоззрения нет средств различения идеи и её материального носителя, стало быть,
уничтожая носителя, мы, якобы, уничтожаем идею, а на самом деле лишь одну из форм
её существования. А содержание усмехается, глядя на наши потуги: оно не беспокоится,
что осиротеет: у него осталось много других (вредных для нас) форм явления. Так что,
нам ещё придётся не раз чесать затылки, если не поймём, что чешем наше самое
уязвимое место.
Спасибо жизни, она нас поправила: остаются другие формы, на возможность
актуализации которых мы закрыли глаза. Примем это как УРОК ХОЛОКОСТА и
применим его к сегодняшнему дню. Получается: действительно релевантной целью
операции надо считать уничтожение не ХАМАСа, а его идеологии (хотя оставлять
ХАМАС безнаказанным тоже не следует, но это уже другая задача, чисто военная).
Устранение только ХАМАСа не гарантирует, что эта операция будет последней. Можно
ли и как это сделать? – вопрос исследовательским службам нашего Генштаба.
Я говорю нашим руководителям: не повторяйте ошибку с фашизмом, не считайте
"Уроки Холокоста" схоластическими упражнениями. Как бы ни было трудно, не
обманывайтесь: не считайте уничтожение ХАМАСА конечной целью. Сегодня стоит
приоритетная для обеспечения безопасности Израиля задача: научиться работать не
только с оружием, но и с идеями (наша тактика прельстить палестинцев материальными
благами и поблажками или «человеческим отношением к человеку» - свидетельство
полного непонимания ситуации и наших задач по её преобразованию): наш регион и мы
в нём будут спать спокойно лишь после нейтрализации идеи ХАМАСа и его аналогов.
Тогда вместо тупика мы получим новую ситуацию: снизится вероятность
появления «заместителей» ХАМАСа (вместе с идеологией исчезнет то самое «свято
место, что пусто не бывает»); проявится смысл различения террористов и населения
Газы как разных объектов наших отношений и действий; вопрос о судьбе населения
Газы, даже при его (населения) несомненной ответственности за поддержку ХАМАСа,
снимается; и начинается "гуманитарное решение палестинского вопроса".
Взрывать мину, заложенную из «лучших побуждений» мировыми державами на
Ближнем Востоке в 1948 году, любят многие, но, похоже, обезвреживать мину, кроме
Израиля, некому. Мы должны осознать масштабы и значимость нашей ответственности
за состояние дел в регионе - не только перед собой...