Заметки о ситуации

Из письма другу в Харькове

Анатолий Казарновский
12.10.23

 

 

... теперь актуальный вопрос: что нам делать дальше? Опять возобновились разговоры про ещё одно арабское государство, которое не появилось вместе с Израилем по решению ООН в 1948 году. Мне казалось, с этой идеей уже покончено, поскольку сами палестинцы её реализовать не захотели. Причина "нехотения" вскоре выяснилась: палестинцы предпочли жить не за счёт собственных творческих усилий, а за счёт "помощи" тех внешних сил, которые противостояли Израилю. За "помощь" надо было расплачиваться участием вместе с этими силами в ослаблении Израиля, что осуществилось в форме периодических терактов и непрерывной войны. Теперь опять заговорили, но как-то вяло.. Дескать американцы настаивали на двух государствах. Ну, настаивали, теперь не настаивают. Нечего суетиться.

Тем временем, среди нашего народа всё популярней становится идея "окончательного решения палестинского вопроса". Естественное желание. Выложено несколько вариантов. Самый популярный - сравнять Газу с землёй - всем уже невмоготу жить 75 лет в постоянном терроре и напряжении. Все уже готовятся к крайним мерам: разрушить, уничтожить организацию ХАМАС. А что делать с 2 млн. жителей Газы? Ну что ж, война: другие законы, победа невозможна без жертв, особенно, среди мирного населения, тем более, оно виновато в терроре не меньше его идеологов и исполнителей. Если этого не сделать, опять будут терракты, гибель наших людей, а гуманитарные соображения уже потеряли значение.

Сравнять Газу с землёй ЦАХАЛ может за 2-3 дня. Тем более, этому были бы рады в Саудовской Аравии, в Египте, и даже в Иране - фанатизм и нежелание палестинцев "help himself" всем "надоели": это обуза, которая сдерживает развитие региона.
Однако до сих пор в Газе радикально ничего не изменилось, несмотря на поддержку Израиля в мировом общественном мнении. Хотя Газу каждый день знакомят с израильскими ракетами, но это как бы визиты вежливости в Газу в ответ на визиты Газы в Израиль. Палестинцы продолжают отрабатывать урок, Израиль себя сдерживает, а наши люди продолжают гибнуть - сегодня их число достигло 1300 человек.

Тупик. Тут наша проблема - не политическая, не техническая и даже не военная. Моральная. Дело не в том, что кому-то жаль бедных нетворческих террористов. А в том, что для "окончательного решения палестинского вопроса" мы должны быть не только готовы к немалым потерям наших бойцов, но и к тому, чтобы опуститься на уровень этих животных - уподобиться тем, кто в 38-45 решал "еврейский вопрос" и, значит, потерять еврейскую идентичность. Пока нас останавливает память о Холокосте. Но долго продолжаться эта неопределённость не может: когда идентичность под угрозой, экзистенциальное напрочь вытесняет рациональное, открывая путь неограниченному действию.

Итак, мы перед выбором: 1) Радикальное решение: перестать быть евреями, и "что положено кому, пусть каждый совершит". 2) Очередной паллиатив: остаться евреями, ежегодно платить за эту "роскошь" дань террору-Минотавру и с сознанием своего морального превосходства торжественно приближать момент самоликвидации?
Выбор между "плохо" и "очень плохо", границы которых размыты.

Для ответственного разрешения такой витальной ситуации нужны люди масштаба тех, кто стояли у основания Израиля - типа Годлы.
Но "другых людэй у нас для вас НЭТ!", и в конце концов, решение неизбежно будет принято. В любом случае, ХАМАС ждут смертельные сюрпризы. Наши солдаты настроены радикально: с первого дня вторжения они видели массовые расстрелы молодёжи, изнасилованных девочек, костры, на которых террористы сжигали пленных, изувеченных и убитых детей и проч. зверства. Они, конечно, слышали о Холокосте, но до того никто из них Холокоста не видел. Теперь они его увидели. Они пойдут до конца, и я не представляю себе, что или кто может их остановить. Они освободят в Газе похищенных варварами израильтян. Они уничтожат ХАМАС и за ценой не постоят.

____""____


Теперь спросите себя, может ли уничтожение ХАМАСА быть релевантной целью сложной и кровавой операпции, предпринимаемой для изменения ситуации "навсегда", достаточно ли уничтожить ХАМАС, чтобы наши дети могли жить спокойно? Может, нам следует сделать ещё что-то опасное и не особенно приятное, но надолго гарантирующее народ и наш дом от исчезновения?

Мы часто и много говорим об "уроках Холокоста". Можем ли мы оправдать наши говорения, ответив на поставленный вопрос по делу, и практически внести некоторое прояснение в ситуацию? Полагаю, можем.


В 1945-м мы праздновали "Победу над фашизмом", и каждый год 9 мая отмечаем этот день, ставший одним из самых важных в жизни могогих поколений. Сегодня мы видим странную вещь: оказывается, мы победили не фашизм, а фашистов: побеждённых фашистов давно уже нет в живых - одни были уничтожены сразу после войны, другие исчезли по возрасту - всё же 78 лет прошло, а фашизм сегодня живёхонек, цветёт в различных регионах, в том числе, нашем, он столь же бескомпромиссный и резвый, как 80 лет тому назад. Как ему это удалось без "тех", настоящих фашистов? Мы ошиблись? В чём?
В том, что не различили фашистов - носителей идеологии и саму идеологию фашизма.Приняли форму за содержание. Откуда вытекла эта ошибка? Вы не поверите - из малозаметной, но очень простой вещи: из повсеместно распространённого и всеми любимого натуралистического мировоззрения (см. по указанной ссылке; там же рассказано, где, как, и каким образом фашизму удалось выжить и сохраниться): в этом типе мировоззрения нет средств различения идеи и её материального носителя, стало быть(?), уничтожая носителя, мы, якобы, уничтожаем идею, а на самом деле - лишь одну из форм её существования.
А жизнь нас поправила: вот и нет! Остаются другие формы, на возможность актуализации которых мы закрыли глаза.

Я говорю нашим руководителям: не повторяйте нашу ошибку с фашизмом, не считайте тему "Уроки Холокоста" схоластическими упражнениями. Как бы ни было трудно, не обманывайтесь, не считайте уничтожение ХАМАСА конечной целью. Сегодня стоит приоритетная для обеспечения безопасности Израиля задача: научиться работать не только с оружием, но и с идеями: наш регион и мы в нём сможем спать спокойно лишь после нейтрализации идеи ХАМАСА и его аналогов. Тогда тупик заменит новая ситуация: проявится смысл различения ХАМАСА и населения Газы как разных объектов наших отношений и действий; вопрос о судьбе населения Газы, даже при его (населения) несомненной ответственности за поддержку ХАМАСА, снимается; и начинается "гуманитарное решение палестинского вопроса". Похоже, мину, заложенную на Ближнем Востоке в 1948 году мировыми державами из "лучших побуждений", обезвреживать, кроме Израиля, некому. Мы должны осознать масштабы и значимость нашей ответственности за состояние дел в регионе - не только перед собой...

назад        на главную