Женщины - курьеры во времена Холокоста

 

Александр Вишневецкий


 
 

"Главной проблемой...было получение оружия, оружия, с помощью которого можно будет противостоять немцам. Глубоко в каждом сердце, сближая нас, лежало стремление к мести, мести за наши семьи, взятые в лагеря смерти, за те пороки и страдания, которые мы сами понесли". 
Владка Миде, курьер, работавший в Варшаве

Когда началась Вторая мировая война, в Германии был издан декрет о том, что все евреи на оккупированных территориях должны быть сосредоточены в гетто. Это давало немцам возможность эффективно контролировать евреев на ранней стадии, когда нацисты еще не выработали свой план «окончательного решения» еврейского вопроса. Когда немцы вынудили евреев Польши переселиться в гетто, они не только отделили их от христианских соседей, но и отрезали их от других евреев. Ограждения гетто были выполнены для того,  чтобы изолировать евреев от новостей, информации и помощи, которая могла бы помочь им выжить. Ответом еврейского сопротивления на это действие нацистов было использование курьеров, которые могли проникнуть внутрь гетто не взирая на оградительные стены, по всей территории довоенной Польши и доставить необходимую информацию, помощь и дать людям надежды на будущее.

В первые месяцы после немецкого вторжения в Польшу молодые мужчины и женщины, лидеры и активисты довоенных еврейских организаций приступили к выполнению миссии курьеров. Чтобы исключить такую деятельность, немцы ввели смертную казнь для евреев, найденных за пределами гетто, и мужчинам - курьерам стало опаснее перемещаться по стране (потому что еврейские мужчины были обрезаны и могли быть четко идентифицированы как евреи). Курьерами стали в основном женщины, хотя смертная казнь для них, найденных за пределами гетто, также увеличила опасность. Они должны были передвигаться по территории замаскированными под не евреев с фальшивыми документами и находить свой путь в гетто через многочисленные полицейские проверки, контроль документов и их вещей, всегда находясь под угрозой смерти. Это была задача, которая требовала большого мужества, быстрой умственной реакции и крепких нервов. Известие о прибытии курьера в гетто становилось важнейшим событием, люди хотели быть уверенными, что они не одиноки. Они хотели узнать о последних событиях и познакомиться с материалами подпольных газет, письмами и бюллетенями, которые доставляли курьеры. У каждого были семья и друзья вне гетто, и они также хотели узнать, что с ними происходит. Все они понимали какой риск взяли на себя курьеры, и они относились к ним с восхищением и любовью.

Курьеры должны были обладать рядом качеств: руководство еврейского подполья отдавало предпочтение молодым женщинам в качестве курьеров, что было обосновано не только на физическом недостатке еврейских мужчин, отмеченных обрезанием, но и на социальных и психологических преимуществах еврейских женщин. Молодая женщина могла посещать магазины и гулять по улицам в течение дня, в то время как молодой человек, который ходил (и не работал), был подозреваемым и, скорее всего, мог быть остановлен и допрошен полицией с большей вероятностью быть пойманным. Еще одним преимуществом девушек и женщин являлось то, что многие из них учились до войны в польских школах. Ведь полноценное еврейское образование получали только представители мужского пола, обучаясь в хедерах и ешивах. В отличие от мужского населения еврейские девушки учились в польских школах, где они знакомились с польской литературой, обычаями, песнями и молитвами, а также с разговорным польским языком. У таких еврейских девушек - бывших школьниц появлялись нееврейские друзья и знакомые, которые могли помочь им в будущем. Их преимуществом была также естественная привлекательность в общении как с немцами, так и с поляками. Не менее важным качеством была внешность, отбирались те, кто выглядел как польские девушки, желательным было иметь светлые


Поскольку большинство евреев в Польше росли и жили в еврейской общине, их обычаи, манеры, язык и способы поведения отличались от обычаев поляков. Но многие из молодых женщин, ставших курьерами, ранее жили в польских кварталах и были знакомы с повседневной жизнью своих католических соседей. Молодые женщины, ставшие курьерами, как правило, свободно говорили на польском языке и не имели еврейского акцента. Хотя большинство из евреев также знали польский язык, но говорили на нем с еврейским акцентом, или со стилем речи, который давал полякам возможность определить их как евреев. Идеальным курьером был тот, кто вырос, говоря на разговорном польском и не задумывался на том, как формируется каждое предложение. Кроме того для курьерской работы отбирались незамужние, которые с меньшей вероятностью были ограничены ответственностью за детей или мужа.

Самое главное, что молодые женщины, которые были завербованы для того, чтобы стать курьерами, были уже активными деятелями в своих общинах, так как выступали в них в качестве лидеров и активистов молодёжных групп до войны. Они были глубоко связанными с конкретными еврейскими организациями, или политическими партиями (такими, как Бунд или коммунистическая партия), и им было предложено быть курьерами для этого конкретного движения.0

История женщин - курьеров оккупированной нацистами Европы – это история героического сопротивления, которое в значительной степени осталось в тени и многие об этих курьерах даже не слышали. Это история невероятной храбрости еврейских девушек - в основном, в возрасте от пятнадцати до двадцати- двадцати пяти лет. Их главной задачей стало служить спасательным связующим кругом между еврейскими общинами по всей раздираемой войной Европе. Под видом не евреев они перевозили продовольствие, документы, деньги и, позднее, боеприпасы и оружие через заградительные кордоны в гетто.
Когда довоенные политические и сионистские группы восстановили свою деятельность в гетто, они верили, что переживут нацистскую оккупацию Польши. Они обратились через курьеров к узникам других гетто,  чтобы помочь им выжить и жить достойно, налаживая проекты выживания в гетто, такие как столовые, подпольные школы, нелегальные газеты, образовательные семинары, публичные лекции и культурные мероприятия.

Подполье создало тайные занятия в Варшавском гетто, чтобы дать детям знания, цель, достоинство и надежду. В то же время несколько групп направили курьеров на занятую нацистами сторону своих городов и поселков, чтобы найти продовольствие и другие необходимые вещи для контрабанды в гетто. Многие из курьеров также занимались разведкой, собирая информацию о деятельности нацистов в близлежащих гетто и создали информационные каналы для будущего взаимодействия и помощи. Кроме того, несколько молодых женщин начали осваивать искусство контрабанды по снабжению гетто, чтобы сохранить жизнь людей. Они изучили распорядок охранников у ворот гетто и узнали, когда и как они могут выбраться; они подготовили свои документы, одежду и внешний вид, чтобы они могли пройти как не евреи и работать на арийской стороне; они находили возможности маскировки их реальных целей и оттачивали методы контрабанды незаконных товаров в гетто. Они также находили безопасные комнаты и места для встреч за пределами гетто и несколько человек, которым они могли бы доверять, чтобы иметь надежду на их помощь в будущем. Этот опыт также помогал им психологически - они осознали, что смогут добиться успеха, перехитрив немцев.

По мере изменения политики нацистской Германии в ходе войны в отношении гетто менялись и те задачи, которые были поставлены курьерам в Польше, Литве и на оккупированных территориях СССР. Если с началом войны наиболее важной задачей было установление контактов гетто с внешним миром, то затем, когда стало ясно, что немцы готовят массовые убийства и полное уничтожение гетто требовалось срочно предупредить евреев гетто об этом и призвать к сопротивлению. Но чтобы оказать сопротивление требовалось оружие и боеприпасы, а также организация спасения людей - обеспечить возможность покинуть гетто, снабдить спасавших фальшивыми документами и местами укрытия. Курьеры занимались также защитой лидеров и членов еврейского сопротивления, которые работали под прикрытием за пределами гетто. Они помогали планировать и выполнять свои миссии руководителям сопротивления,  снабжали их фальшивыми документами и свидетельствами о трудоустройстве, обеспечивали сравнительно безопасные дома и квартиры для своих визитов, а также служили их официальными агентами и сопровождали их. Из-за высокого уровня смертности не было достаточно опытных курьеров для выполнения этих важнейших задач, и каждое еврейское движение должно было постоянно подыскивать новых курьеров. Этих бесстрашных девушек стали называть "кашриет", от иврита слово "кешер", что означает связь. Тем самым была выделена их особая роль и значимость в отличие от курьеров.

В июне 1941 года, когда немцы начали войну с СССР, их мобильные подразделения приступили к уничтожению целых еврейских общин на вновь оккупированных территориях. Несмотря на секретность проведения массовых убийств, как например, проведённых в Понарском лесу близ Вильнюса (в сентябре 1941 года), шокирующая новость в конечном итоге дошла до лидеров еврейского подполья в близлежащих общинах. Они постепенно осознали, что убийства становятся частью глобального немецкого плана по ликвидации еврейского населения.  Им стало ясно, что в таких условиях нет смысла налаживать жизнь в гетто, если все равно все они подлежат уничтожению. Необходимо было поставить в известность удалённые гетто о планах нацистов и подготовиться к сопротивлению. Довести эти страшные новости до узников гетто предстояло курьерам, и это стало их важнейшей задачей. Евреи в Литве были на переднем крае немецкого вторжения на территорию СССР (в июне 1941 года), и они были одними из первых, которые подверглись уничтожению немецкими убийцами. Абба Ковнер, лидер еврейского подполья в Вильнюсе 31 декабря 1941 года призывал к вооружённому сопротивлению. В своей знаменитой речи, он заявил: «Давайте не будем идти, как овцы, на бойню... Лучше умереть, как свободные люди... Давайте защищаться до последнего вздоха». Он отправил первых курьеров в Гродно, Белосток и Варшаву, и каждый из них нес скопированный текст его речи, чтобы призывать к сопротивлению. Курьерам было морально очень трудно нести вести о надвигающейся смерти людей гетто. В силу своих исполняемых задач они часто становились свидетелями гибели местечек и еврейских общин в них.

Было очень трудно убедить еврейское руководство в каждом гетто в том, что они сами находятся в непосредственной опасности, что гибель неизбежна. Немцы использовали все возможные виды обмана, чтобы скрыть правду о массовых убийствах евреев. Тем самым они надеялись избежать сопротивления в гетто. Еврейские советы (юденраты) не желали принять предупреждения о массовой гибели со стороны цивилизованного немецкого общества, тем более, что они считали что убийства евреев не были как экономически, так и политически рациональными для немцев. Известие из Вильнюса не признали на встрече в Варшаве лидеры большинства крупных еврейских организаций Польши, как и необходимость организации вооружённого сопротивления. Мотивация лидеров юденратов сводилась к тому, что Варшава - столица Польши и немцы не рискнут убить до полмиллиона евреев там. К тому же в крупны городах (Варшава,  Лодзь, Белосток) евреи производили на фабриках и заводах продукцию крайне необходимую немецкой армии (например- одежду и обувь).

В этом плане молодежные лидеры оказались более восприимчивыми к надвигающейся угрозе. В Варшаве будущий командир восстания Мордехай Анилевич признал после встречи с курьером Хайкой Гросман необходимость подготовки вооруженного сопротивления. Такой же была реакция сионистской молодежи в Белостоке. Юденрат (еврейский совет) Каунаса осознал весть о предстоящем уничтожении гетто,  которую принесла польский курьер - Ирена Адамович, и приступил к организации сопротивления, начав с обучения по применению оружия. Благодаря предпринимаем мерам часть молодежи смогла покинуть гетто и уйти к партизанам.

Что касается дальнейшей деятельности курьеров, то они сосредоточили свои усилия на приобретении оружия, взрывчатки, боеприпасов и доставке контрабанды в гетто. Такую же деятельность они вели для еврейских борцов сопротивления, находящихся на арийской стороне и в отношении предприятий, где евреями принудительно создавалось необходимое для оккупантов. Эта деятельность стала самой трудной и самой важной задачей для курьеров. К сожалению, несмотря на все усилия, гетто располагали незначительным количеством оружия, что стало большим препятствием для сопротивления. В Белостоке, например, к лету 1942 года в подполье была только одна винтовка. В Вильно бойцы имели только один револьвер для их тренировки. В Кракове у них не было ни одного пистолета. Отсутствие оружия было самым большим препятствием для еврейского сопротивления. В этом плане повинно и польское подполье, помощь которого оказалась слишком слабой. При этом работа курьеров приобрела максимально опасный для жизни характер.

Каждый курьер пережил свою драматическую историю, чтобы найти, получить и транспортировать оружие. И каждый из выживших имел большие шансы на гибель.

Так, например, Бронка Клибански, курьер из Белостока, пыталась доставить контрабандой в чемодане револьвер и две ручные гранаты, спрятанные в буханке хлеба. На вокзале немецкий полицейский спросил ее, что она несет. Она призналась, что занималась контрабандой продуктов питания, и ей удалось избежать необходимости открывать чемодан. Ее "честное признание" вызвало защитный ответ от полицейского, который поручил кондуктору поезда хорошо заботиться о ней и быть уверенным, что никто не беспокоит ее и ее чемодан.

Бела Хазан получила специальные проездные пропуска от офицеров гестапо, которые наняли ее, потому что она была похожа на идеальную немецкую девушку с ее длинными светлыми косами, и все офицеры доверяли ей.
Итка Швайгер, молодой врач, который был курьером Бунда, также была чрезвычайно удачлива. Однажды она перевозила боеприпасы в сумке, когда ее остановил обычный полицейский патруль в Варшаве. Офицер приказал ей открыть сумку. Она улыбнулась и открыла сумку широко, чтобы показать ему картофель, который был сверху в сумке. Увидев картошку, он помахал ей рукой.

Хасия Берштейн, курьер, которая доставила пулемет и шестьсот пуль партизанам в лесу близ Белостока была встречена как спаситель с эмоциональным излиянием любви и благодарности.
Тема Шнейдерман, Бела Хазан и Лонка Корзыбродска, члены движения «а-Халуц а-Цаир-Дрор» и группы молодых женщин, известных как курьеры, ввозили контрабандой документы, оружие, газеты, деньги, медикаменты, новости, поддельные удостоверения личности, боеприпасы в гетто и из гетто.     

Вита Кемпнер - Ковнер родилась в Польше в 1920 году в либеральной семье и стала первой женщиной, присоединившейся к молодежному движению «Бейтар». Когда немцы вторглись в Польшу в 1939 году, Кемпнер оставила родителей и сбежала в Вильнюс. После того, как Советский Союз потерял контроль над Вильнюсом, Кемпнер стала активным членом подпольного движения сопротивления и смогла войти и выйти из Вильнюсского гетто, чтобы передать информацию своим товарищам. 
Подпольное движение началось вскоре после немецкой оккупации Вильнюса 24 июня 1941 года. Во время арестов и массового убийства в Понарах бесстрашная Кемпнер стал важной фигурой, переведя членов движения в укрытия. Абба Ковнер, Хайка Гросман, Кемпнер, Роза Корчак и другие решили остаться в гетто, поддержать движение сопротивления и принять меры для вооруженного выступления. 21 января 1942 года в Вильнюсе была создана Объединенная партизанская организация. Это была единственная организация в гетто, которая включала все сионистские молодежные движения. По словам Кемпнер, организация была направлена на достижение одной цели – вооруженного сопротивления. Кемпнер была той, кто совершила первый акт сопротивления против немцев. Долгое время она патрулировала и исследовала расписание времени движения немецких военных поездов, которые достигали Вильнюса- эта деятельность, включала смертельную опасность. Вместе с напарником Ициком Мацкевичем она пронесла взрывчатку и спрятала ее на железнодорожном пути. Поскольку партизанское движение еще не существовало в лесах в 1942 году, немцы не заподозрили, что это могли быть евреи, которые взорвали поезд. Гирш Глик (1922 — 1944) — еврейский поэт, автор «Партизанского гимна», участник группы литераторов «Юнг Вилне», в 1942 году написал слова партизанской песни «Штил ди нахт» («Ночь тиха»), посвящённую успешной боевой операции партизан Ицика Мацкевича и Витки Кемпнер, подорвавших немецкий воинский эшелон под Вильнюсом.
 
Ликвидация Вильнюсского гетто и депортация оставшихся евреев в Эстонию произошли 23 и 24 сентября 1943 года. Кемпнер регулярно перемещалась между гетто и внешним миром через канализационные каналы, ведя подземные группы и перевозя боеприпасы к пунктам встречи за пределами города, от которых группы уходили в леса. Она привела последнюю группу из шестидесяти бойцов, включая Аббу Ковнера, в леса Роднинкай. В лагере еврейских партизан Кемпнер стал командиром патрульной группы, отвечая за сбор информации, поддержание контактов с подпольем в городе, передачу медикаментов, ведение подразделений по выполнению боевых задач и выполнение диверсионных актов. С военной строгостью велась жизнь крайней нищеты в густом лесу в болоте, в подземном бункере. В июле 1944 года она первой добралась до освобожденного Вильнюса в качестве командира патрульной части, которая встречалась с еврейскими советскими солдатами, на фоне большого волнения и плача. Кемпнер как лидер вооруженного сопротивления после освобождения Вильнюса в 1944 году была награждена знаком мужества в СССР. 

Сразу же после их прибытия в Вильно Абба Ковнер, Роза Коржак и Кемпнер решили найти оставшихся в живых членов а-Шомер а-Цаир и содействовать иммиграции в Палестину. В январе 1945 года выжившие из молодежных движений, партизаны и вернувшиеся из СССР собрались в Люблине, где было создано временное правительство Польши. Здесь они основали Организацию восточноевропейских выживших во главе с Аббой Ковнер, целью которой было содействие исходу евреев из Восточной Европы.

После ликвидации гетто выжившие курьеры продолжили свою деятельность по сопротивлению. Они выполняли все более смелые действия по спасению и поддержке евреев, которые бежали от депортаций или все еще находились на принудительных работах в лагерях или прятались в лесах или городе. Они стали работать вместе с еврейскими или русскими партизанскими группами и с польским сопротивлением. Они сопровождали сбежавших евреев в партизанское убежище и помогали партизанам приобретать оружие, еду, теплую одежду, медикаменты. Все курьеры в группе «Белосток» были удостоены наград СССР. Они не боролись, чтобы остановить или победить немцев, потому что они знали, что это невозможно. Их борьба была во многом борьбой за честь, местью и срывом планов немцев. В этой борьбе курьеры сталкивались с риском смерти в течение своей деятельности и большинство из них не выжили. Например, из двадцати трех женщин, которые начинали в качестве курьеров в районе Гродно - Белосток, восемнадцать погибли во время войны.

Когда начались окончательные ликвидации и восстания, лидеры еврейского сопротивления в Варшаве и Белостоке решали, должны ли курьеры оставаться в гетто, чтобы сражаться в восстании, или же они должны покинуть гетто, чтобы продолжить свою работу на арийской стороне. В обоих городах лидеры приняли одно и то же решение: они приказали курьерам покинуть гетто (или остаться за пределами гетто), потому что они считали миссии курьеров на арийской стороне, т.е. обеспечение оружием и спасение других – более важными и более ценными для сопротивления, чем то, что они будут сражаться в гетто, где шансов на спасение почти не было. Трудно представить себе еврейское сопротивление во время Холокоста без них.
Дань курьерам, выраженная выдающимся историком Эммануэлем Рингеблюмом в Варшавском гетто в мае 1942 года, является свидетельством важности курьеров и их мужественной работы. Уместно исправить историческую несправедливость и признать то, что Рингельблюм характеризовал курьеров "славной страницей" в истории еврейского сопротивления во время Холокоста.

Оставить комментарий