5 октября 2016.

Скончался Абрам Рубенчик


В Минском гетто Абрам Рубенчик оказался в возрасте 13 лет. В тех неимоверно жестких условиях дети взрослели рано, и Абрам успел участвовать в сопротивлении, организованном подпольщиками гетто, а потом, когда над участниками сопротивления нависла угроза ареста, уйти к партизанам и продолжать бороться с оккупантами с оружием в руках.

Через пятьдесят лет он пишет воспоминания «Правда о Минском гетто». Содержание книги оправдывает ее название – это правда о жизни и событиях в гетто, о своих многочисленных загубленных родственниках, о погибших товарищах по сопротивлению, о действиях мстителей-партизан… Он никого не забыл: «Из уважения к памяти о погибших считаю себя обязанным рассказать о трагедии Минского гетто - четвертого по величине в Европе. Это - долг, цель и смысл моей жизни».

Жизнь его была не из легких, воспоминания преследовали его: «... Это у меня наболело, и память (от нее никуда не денешься) требует поведать о том, чему я был свидетелем. Написав эту книгу, я надеюсь, что тогда, может быть, успокоится мое сердце....». Но сердце его успокоилось только теперь.

Всю жизнь он был верен своему долгу. Он считал, что чем больше людей узнает правду о Холокосте, тем безопаснее станет наше будущее. Поэтому он создал на свои средства минимузей Холокоста, водил туда школьников, показывал им видеофильмы о своих поездках по местам в Беларуси, связанным с памятью Холокоста, выступал с рассказами о временах оккупации в солдатских, молодежных аудиториях, перед жителями Германии и других стран и не прекращал эту трудную деятельность уже будучи серьезно больным.

46 лет он счастливо прожил на израильской земле. После него остались жена Софа, которая самоотверженно его поддерживала последние несколько лет, две дочери – Белла и Рая, внуки-израильтяне. «Всем им я завещаю одно - упорно трудиться. Трудиться так, как всю жизнь делает их дедушка. И я своим внукам даю все то, что мне не досталось в детстве!», - с полным правом написал он, завершая книгу воспоминаний.

Хорошо помня свое детство, он был оптимистом и любил повторять «Я самый счастливый человек на свете», наверно, потому, что всегда делал то, что считал нужным. Пусть жизнь его потомков сложится так, чтобы своим детям они могли сказать то же.

В нашей памяти Абрам остается героическим человеком, верным другом, всегда готовым прийти на помощь товарищу, веселым и жизнерадостным.

Совет Всеизраильской Ассоциации «Уцелевшие в концлагерях и гетто»

Оставить комментарий
назад        на главную