Поживем - увидим!..

Борис Бурле


В Кнессете не часто случается, чтобы в течение одного месяца дважды состоялись заседания парламентской Комиссии по алие и абсорбции по одному и тому же вопросу.

Инициировала первую встречу 8 июля сего года депутат Кнессета от партии «Наш дом Израиль» Софа Ландвер, сообщившая присутствующим в зале заседания о недоразумениях и недочетах при реализации Закона от 9.06.2014 года. Основная цель принятого Закона, как декларировалось, состояла в том, чтобы улучшить жизнь людям, выжившим в Катастрофе, находясь в концлагерях и гетто.

«Однако этого не случилось, - сказала в начале заседания председатель Всеизраильской Ассоциации «Уцелевшие в концлагерях и гетто» Гита Койфман. - Новый закон не только не помог, но, как выяснилось, причинил серьёзный ущерб, в том числе и моральный, людям, большинство которых находятся в весьма преклонном возрасте. Права бывших узников, предоставленные им в соответствии с упомянутым Законом, были проигнорированы Минфином».

Софа Ландвер (НДИ) подчеркнула, что вместо того, чтобы получать увеличенное пособие, как планировалось при принятии нового Закона, семейные пары, в которых один является узником, терпят серьёзный ущерб.

На заседании был выслушан перечень недостатков, обнаруженных при внедрении Закона в жизнь, представленный Всеизраильской Ассоциацией «Уцелевшие в концлагерях и гетто». Много нелестных, но вполне заслуженных слов о своей работе выслушали в этот день представители Министерства финансов и Института национального страхования (Битуах Леуми) от депутатов Кнессета и представителей городских организаций бывших узников нацизма.

В связи с недоразумениями и ошибками, возникшими после неожиданного и не продуманного в деталях, а поэтому и необъяснимого перевода в декабре 2014 г. соцнадбавки из Института национального страхования (Битуах Леуми) в Министерство финансов, получатели пособий по прожиточному минимуму потеряли значительные суммы. При этом ни одно из ведомств не взяло на себя труд не только объяснить причины и суть последовавшего ухудшения материального положения бывших узников, но даже сослаться на законодательные акты по данному вопросу (если они были).

Выступающие констатировали, что случившееся стало возможно только по причине некомпетентности исполнителей и их безответственности перед поколением людей, испытавших на себе ужасы нацизма, ежедневно подвергавшимся опасности быть уничтоженными только за то, что они евреи. Подчеркивался необходимость оперативно получить четкий ответ от Министерства финансов и Института национального страхования (Битуах Леуми) на следующие вопросы:

- На каком основании узники концлагерей и гетто, чья степень инвалидности превышает 50%, получающие пособие с социальной надбавкой, лишены права на эту надбавку и соответственно получение льгот?

- По какой причине, и каким законом была отменена ежегодная разовая выплата, установленная Законом от 3.03.2008 года в размере 4743 шек. (395 шек. в месяц)?

- Почему узники были лишены права на получение компенсации за протезирование зубов и приобретение очков, в то время, как эвакуированным и беженцам для этих целей из Минфина выплачивается по 3600 шек. ежегодно.

- Почему в семейной паре, где кормильцем является узник (узница), а его супруга (супруг) является иждивенцем, иждивенец лишен социальной надбавки, в результате чего каждая семья потеряла с декабря 2014 г. почти по 400 шекелей в месяц, и почему вся социальная надбавка для семейной пары переведена из Битуах Леуми в Минфин, даже если узник является иждивенцем, и его супруга (супруг) остаётся с пособием в 770 шек. и без социальной надбавки?

- Возвратит ли Министерство финансов (или Битуах Леуми) недоплаченные суммы, а если возвратит, то когда? Когда будет установлена правильная сумма и сообщат ли об этом узникам?

- Почему каждому узнику, получающему социальную надбавку, не направлены письма о сохранении этой надбавки и связанных с ней льгот (на арнону, лекарства, скидки на телефон Безек, на электроэнергию и пр.)?

- Почему с июля сего года вдвое уменьшена ежеквартальная выплата из Фонда возврата имущества с 2750 шек. до 1350 шекелей?

- Сохраняется ли право каждого узника, получающего социальную надбавку, получать дополнительные суммы, как было допустимо при получении выплат из Битуах Леуми (подработка, пенсия из стран исхода и пр.)? Каков предельный размер этих доходов теперь – для семьи и для одиночки?

- Почему работники Министерства финансов, а также социальные службы считают доходом ренту, получаемую узниками из Германии, в то время, как по закону Кнессета от 27.06.2007 года она определена как гуманитарная помощь, и поэтому не является доходом и не должна вычитаться из социального пособия? Каким законом установлено это изменение или это беззаконная самодеятельность?

- Законом от 9.06.2014 г. предусмотрено, что пенсия, положенная людям, выжившим в Катастрофе, не будет учитываться в качестве дохода при начислении пособия. О какой пенсии идет речь?

- В Законе от 9.06.2014 г. предусмотрена поддержка супруги скончавшегося узника в сумме 2000 шек. в месяц. Однако если вдова (вдовец) также является узницей (узником), то она (он) практически лишается этой поддержки, если эта добавка будет считаться доходом. Таким образом, ущемляется материальное положение вдовы-узницы (вдовца-узника) относительно вдовы (вдовца), не являющейся узницей (узником). В таком случае, Закон, провозгласивший о национальной политике помощи бывшим узникам гетто и концлагерей, пережившим Катастрофу, таковым не является.

- Пожилые граждане старше 80-ти лет получают добавку к ежемесячному пособию по старости с социальной надбавкой в размере 129 шек. для одиночки и 185 шек. для семейной пары. Почему Законом от 9.06.2014 г. эта добавка не предусмотрена для всех узников концлагерей и гетто со степенью инвалидности 25%, независимо от возраста?

Почему? Почему? Почему? Эти вопросы возникли не на прошлом заседании Комиссии, много раньше. Начиная с момента опубликования Закона мы неоднократно задавали их представителям Минфина. Одни отчвечали, что да, в Законе много недоработок, но мы интенсивно работаем над их устранением. И ничего не делали. Другие в ответ на наши слова о реальном положении дел убеждали нас, что наше материальное положение существенно улучшилось и в доказательство бесстыдно цитировали статьи Закона. Так разговаривают с малыми детьми, полагая, что к отдаленному моменту их взросления все забудется и не придется краснеть и извиняться за ложь.


Надеясь на то, что народные избранники учли наш возраст, поддержали бывших узников нацизма, мы ожидали после первого

заседания Комиссии быстрого исправления ошибок. Но оказалось, надежды были напрасны. Этот факт засвидельствовали участники повторного заседания парламентской Комиссии по алие и абсорбции, состоявшегося 29 июля сего года.

"До сего времени, - заявил в своем выступлении генеральный директор Всеизральской Ассоциации «Уцелевшие в концлагерях и гетто» Роман Брамник, - Министерство финансов и Институт национального страхования (Битуах Леуми) так и не приступили к исправлению допущенных ими ошибок, фактически их не признали и даже не поняли их сути. По-человечески и морально это совершенно несправедливо".

Категория людей, чудом уцелевших в гетто и концлагерях, уже давно ожидает учреждения статуса узника нацизма. Это уравняло бы их в правах и льготах с прибывшими до 1953 года». Лишь 3 марта 2008 г. был принят Закон «О льготах узникам нацизма и пожилым нуждающимся гражданам Израиля». Согласно закону, узникам, прибывшим в страну после 1953 г, были определены льготы и дополнительные разовые выплаты. Но к сожалению, льготы эти были определены нам не как узникам, а как нуждающимся, т.е. получающим социальную надбавку, и поэтому её получили даже не все узники. Кроме того, этим законом было дано поручение установить статус «Узник нацизма», и к знаменательной дате - к 60-летию образования государства Израиль должны были быть выданы соответствующие удостоверения и нагрудные знаки.

Эту благородную миссию было поручено выполнить комиссии во главе с бывшим министром Яковом Эдри. Казалось бы, справедливость, наконец, восторжествует. Однако это поручение так и не было выполнено.

Такое пренебрежительное отношение к людям, уцелевшим в Катастрофе, оскорбительно. Даже в Советском Союзе постановлением Совета Министров № 825 от 1989 г. установлен Статус узника с определением льгот и выдачей специального удостоверения. А у нас в Израиле - стране, воссозданной на костях и на крови 6 млн. жертв Катастрофы, до сих пор стесняются или просто не хотят признать человека, бывшего узником, таковым и официально утвердить его Статус. А может не было и Катастрофы, а следовательно и выживших в ней, как утверждают наши недруги-антисемиты?

В Израиле нет ни одного учреждения, от которого узники получают льготы, где бы они числились именно узниками. Главным и единственным документом на льготы была распечатка из Битуах Леуми с наличием факта получения социальной надбавки. А с декабря 2014 г. социальная надбавка семейной пары переведена в Минфин. Битуах Леуми выплачивает только пособие и поэтому семья юридически потеряла льготы. Проявились прецеденты: с узников при 25% степени инвалидности стали взимать оплату арноны, за посещение в клиниках специалиста, оплату за проживание в хостеле, с учетом гуманитарной помощи из Германии. И вместо уравнивания всех узников в одинаковых правах, происходит дискриминация. Более того, ущемлёнными оказалась самая социально слабая часть узников - получающих социальную надбавку.

Причинами ошибок и недостатков стало то, что принятию Закона не предшествовала достаточная юридическая и финансовая экспертиза, не были привлечены к разработке компетентные представители организаций узников концлагерей и гетто, к нам прявлены безразличие и черствость. Наши судьбы никого не волнуют. А ведь мы больные и в большинстве своем очень пожилые люди. Впору нас, как сказал в своем выступлении Роман Брамник, занести в «красную книгу» как вымирающий вид. Не хочется верить, что на этом строится политика руководства страны, и прежде всего Минфина. Нужно срочно исправить создавшееся положение.

Выступление генеральнго директора Всеизральской Ассоциации «Уцелевшие в концлагерях и гетто» Романа Брамника поддержали руководители городских организаций бывших узников нацизма Арон Молотковский, Лион Цимерман, Михаил Царфис и другие.

Острым было выступление депутата Софы Ландвер. Она еще раз подчеркнула, что инициировала обсуждение этой темы на заседании Комиссии Кнессета после того, как к ней обратились бывшие узники гетто и концлагерей. Депутат от НДИ еще раз представила участникам заседания данные, из которых следует, что в результате изменений в законодательстве, бывшие узники нацизма, лишились части получаемых до того денег и пострадали в социальных условиях. И ошибку надо исправить как можно быстрее. Речь идет о крайне пожилых людях, многие из которых могут просто не дождаться восстановления справедливости, пока будут крутиться жернова израильской бюрократии. Именно поэтому она представила законопроект, в соответствии с которым дополнительные деньги, получаемые выжившими в Катастрофе, не будут считаться доходом, и они вновь смогут получать те льготы, которых лишились.

Свою коллегу поддержали депутаты Кнессета Константин Развозов, Тали Плосков, Ксения Светлова. Хочется верить, что на этот раз, когда за дело взялись депутаты четырех разных партий, сложившуюся ситуацию удастся исправить. Ведь и представитель еще одной партии, председатель комиссии Кнессета по алие, абсорбции и диаспоре Авраам Нагоса (Ликуд) заявил: "Мы вернём пострадавшим в Холокосте все их льготы, даже если нам придётся принять для этого новый закон". Что ж, поживем – увидим!

Оставить комментарий