Деревня праведных гугенотов*



Шамбон-сюр-Линьон — деревня, расположенная в департаменте Верхняя Луара на юге Франции. На фасаде одного из зданий в центре деревни установлена мемориальная доска с надписью на иврите и французском: «Память о праведниках будет вечной». 35 жителей поселения, все — протестанты-кальвинисты, признаны израильским мемориальным центром «Яд Вашем» Праведниками народов мира за то, что в годы нацистской оккупации Франции массово спасали евреев.

Музей в Шамбон-сюр-Линьон открылся в 2014 году. В нем собраны документы, рассказывающие о малоизвестном до недавних пор случае спасения европейских евреев в период Холокоста. Документально установлено, что жители Шамбона и его окрестностей спасли в общей сложности около тысячи евреев; по некоторым свидетельствам, это число было значительно выше.

Памятный камень в Музее Яд Ва-Шем
«Своей жизнью я, а также мои дети, внуки и правнуки обязаны жителям Шамбон-сюр-Линьон, — говорит израильтянка Рут Голан. — Они подвергали себя смертельной опасности ради спасения евреев. Нет слов, чтобы описать благодарность, которую я испытываю». 
Андре и Магда Трокме
В то время как 85 процентов населения Франции являются католиками, в Шамбон-сюр-Линьон проживают преимущественно протестанты-кальвинисты (гугеноты). Во время нацистской оккупации глава местного прихода пастор Андре Трокме осудил католических иерархов Франции за то, что те не протестовали против депортации евреев Парижа. «За свою беспомощность и трусость они должны просить прощения у Б-га», — заявил он. В своей проповеди Трокме призвал паству делать все возможное для спасения еврейского населения. Сам пастор и его жена Магда укрыли нескольких евреев в своем доме. 

На призыв Андре Трокме откликнулись сотни семей. Среди еврейских беженцев было много детей, разлученных с родителями, их прятали в сиротских приютах и школах-интернатах. Взрослых местные крестьяне укрывали на своих фермах. По возможности беженцам изготавливали фальшивые документы, с которыми затем переправляли в нейтральную Швейцарию. 

Группа спаcенных детей

С декабря 1940 года до освобождения в сентябре 1944-го в Шамбоне проживало около 5000 евреев, ровно столько же составляла первоначальная численность христианского населения. Никому не было отказано в убежище. Ни один человек не был передан полиции. Эти храбрые крестьяне рисковали своей жизнью, но спасательная операция такого масштаба не могла остаться незамеченной властями.

В 1943 году пастора арестовали. На допросе, когда ему ставили в вину защиту евреев, он ответил так: «Я не знаю, что такое еврей, но я знаю, что такое человек». Допросы других жителей деревни тоже ничего не дали. Никто из них не испугался и не проговорился. Пастора пришлось отпустить Его двоюродного брата, директора детского приюта Даниэля Трокме, постигла иная участь: в 1943 году он вместе с детьми, которых прятал у себя, был отправлен в концлагерь, где и погиб. 

По словам Рут Голан, нет ничего удивительного в том, что мемориал в деревне праведников был открыт только в наши дни: «После войны жители деревни выступали решительно против того, чтобы их подвиг был предан огласке. По их словам, это Б-г велел им спасать евреев, а они лишь повиновались Его воле. Для того чтобы убедить их дать согласие на открытие музея, потребовались многие годы».

Житель Руана Максим Фриденберг, которому в 1942 году было семь лет, тоже скрывался вместе с родителями в Шамбоне. «Невозможно даже описать словами, какие прекрасные люди жили в Шамбон-сюр-Линьон. Когда становилось известно, что в деревню нагрянет немецкий патруль, они отправляли нас в лес собирать грибы. А когда опасность исчезала, давали знак, что можно возвращаться», — вспоминает он. После войны Фриденберг стал скульптором, и именно он изваял статую, установленную в музее и символизирующую подвиг жителей деревни. 

Значительную материальную поддержку при создании музея оказала мэр Шамбона Элен Вокю-Моттэ. «Для жителей нашей деревни помочь тем, кого преследуют, было совершенно естественным поступком, которым даже не стоит гордиться, — рассказала мэр в интервью Haaretz. — Во время гражданской войны в Испании местные жители приютили у себя испанских беженцев. Во многом такая позиция объясняется тем, что здесь живут в основном протестанты, которые не понаслышке знают, что значит быть преследуемым меньшинством. Не сомневаюсь, что если бы беженцы появились в нашей деревне сегодня, мы точно так же помогли бы им».

 



* http://lebn.net/udivitelnaya-istoriya-derevni-kotoraya-vo-vremya-xolokosta-spasla-5000-evreev.html

Оставить комментарий
назад        на главную