Новолетие - Рош-А-Шана

Пинхас Перлов

Ш О Ф А Р ... Его голос сопровождает нашу историю вот уже более 3000 лет – с того дня, как мы получили Тору и стали народом у горы Синай...
Мы, евреи, богаты праздниками и всякого рода важными датами в календаре. Даже Новый Год у нас не один, а целых четыре!
Конечно, самый важный и самый торжественный Новый Год – осенью, 1-го числа еврейского месяца тишри. Согласно еврейской традиции, когда-то в этот день завершилось Творение Мира, и поэтому с него ведется отсчет годов, и в день этот вершится Суд над всем миром и его обитателями...
Есть еще Новый год царей, весной, 1-го числа месяца нисан. С него начинается исчисление лет царствования еврейского царя. Третий Новый Год – 1-го числа месяца элул; он важен для отделения “маасера”, т.е. десятины, от скота. Наконец, четвертый Новый Год – это праздник деревьев, их день рождения, знаменитый Ту-бишват, 15-го числа месяца шват. В Европе в это время зима, а в Земле Израиля – пора пробуждения деревьев.
Но главный из всех – это осенний Новый Год, потому что это день рождения всего мира, обновление мира и нашей судьбы!

Вглядимся в мощь, величие Творенья... Псалом Давида 104, в свободном сокращенном переводе.

Творец Миров, величественен Ты,
Красой, великолепьем облечен,
Окутан светом, как плащом, небес простер завесу;

Укрыл Он водами небесные чертоги,
И тучи мчат подобно колесницам,
На крыльях ветра шествие Его;

Рассыльные Его - ветра,
И пламень полыхающий у ног
Покорен в ожидании приказа...

На основаньях прочных землю утвердил с глубинами разверстыми ее,
Подвесил над горами облака, налиты влагой;
Твой окрик грозный горы вознесет,
Попятятся холмы, долины лягут там, где Ты прикажешь;

Границы морю очертил, напрасно бьется о песок волна упрямо;
Направил воды руслом горных рек,
Пьянящей влагой жажду утолят все обитатели лесные;
Так песнь Ему воспой, покуда тлеет жизнь в тебе, творенье!

А Ты, могучий Властелин Земли,
Сними с нее покров греха и след позора,
И славу воспоет Тебе душа моя
И души всех живых согласным хором!


Мы, евреи, верим, что пришли в этот прекрасный мир не случайно! Он создан для нас, и Создатель Мира возвеличил наш народ, сделав каждого ответственным за весь мир и за самого себя! И мы влияем на мир каждым поступком, и даже словом, и даже мыслью... И есть один день в году, когда подводится под ним черта и подытоживаются все его удачи и неудачи, и все принятые решения. Так засевается зернышко будущего – события будущего года, предстоящие в нем испытания, - чтобы выстоять и взлететь вверх, к свету, по бесконечной голубой спирали... Ибо Царь Вселенной, по образу Своему и во имя близости к Себе сотворил человека, - и вслед за этим оттолкнул, отбросил его от себя в немыслимую даль, в глубины этого мира, - и даровал величайшее благо тем, что дал возможность слабому творению самому подняться к свету на крыльях добрых дел!

Ты обозришь в тот день все мирозданье,
От часа первого и до заката мира,
Несчетной чередой Твои создания
Под взором проницающим пройдут,

От грозного царя до самой малой твари...
Объемлешь всех Ты мимолетным взглядом,
Покровы скрытого шутя срывая,
Их тайны пред Тобой прозрачней горных вод!

И приговор народам изречешь,
И судьбы стран Ты в этот день свершаешь,
И примут рок свой на грядущий год!

Некоторые молитвы Новолетия потрясают своей историей. И, наверное, самая известная и трагическая из них – это история молитвы “Унтане токеф” – “Поведаем о силе и святости этого дня”. Ее автор – рабби Амнон из города Магенцы в Германии. Он был известным мудрецом Торы, а кроме того – богат, красив и очень знатного происхождения... Ему завидовали. Местный епископ задумал однажды уговорить его сменить веру. После долгих и настойчивых уговоров, к которым он подключил многих влиятельных людей в городе, епископ велел привести к нему рабби Амнона силой. После повторных уговоров епископ отдал приказ палачу, и тот стал рубить пальцы рук и ног рабби Амнона, один за другим. После каждого пальца вновь спрашивали: согласен ли ты? Рабби отвечал: нет...
Приближался праздник Рош а-шана – Новолетия. Рабби Амнон попросил, чтобы его отнесли в синагогу. Пальцы его, сложенные в коробку, тоже принесли и поставили рядом с кантором. Сказал ему раби Амнон: “Дай прежде мне сказать мою молитву Г-споду!” И он громко произнес: “Тебе подобает святость, Вс-вышний!” - а затем всю молитву, которую он сочинил, “Нетане токеф”. Закончив ее, рабби Амнон скончался. Текст молитвы был разослан по всем странам рассеяния.

Так возвестим об этом дне святом...
О, сколь же грозен он!
Единый, Ты судишь и обличаешь,
Скрепляешь, исчисляешь, вспоминаешь;

Раскрыта книга пред тобой, и рог большой трубит;
За ним - безмолвия тончайший звон,
Чуть слышно шелестящий шепот: День суда настал!
И даже ангелы объяты дрожью страха!


В Новолетие записывается, а в День Искупления (Йом Кипур) скрепляется:

Скольким уйти из мира, - и скольким родиться;
Кто в старости уйдет - и кто безвременно, в цветенье лет;

Кому смерть от воды, кому - в огне;
Кому в бою пасть, а кому - добычей зверя стать;
Кому - от камня, а кому - от мора;

Кому - покой, кому - скитанье;
Кому жить в роскоши, кому - в нужде удел влачить;
Кому блаженство, а кому - в тревоге день встречать;
Кому - возвыситься, кому - упасть...

Но три святые вещи есть:
Раскаянье в грехе, молитва и благодеянье, -
И РАЗРЫВАЮТ ТЯЖКИЙ ПРИГОВОР !

(Вольный перевод всех стихов. ПП).

Тшува, тфила цдака, - вот три святые вещи, благодаря которым мы, еврейский народ, стоим против всего мира вот уже более трех тысяч лет, и которые спасают нас на суде!
Умножим их, и ускорим наше освобождение!

ШАНА ТОВА! СЧАСТЛИВОГО И СВЕТЛОГО ВАМ НОВОГО ГОДА!
 


А теперь, когда вы знаете о Рош-А-Шана и содержании молитвы  немного больше, чем раньше, послушайте, как исполняют молитву Унтане токеф великие канторы...http://www.youtube.com/watch?v=lMg32x83Tr8 .
 

Оставить комментарий

назад         на главную