"Пятьдесят четыре года назад молодой еврейский мальчик из маленького городка в Карпатах проснулся, и навсегда запомнил, место под названием Бухенвальд. В конце концов, он был свободен, но в его сердце не было радости. За день до этого американские солдаты освободили его, и он вспомнил увиденный гнев в их глазах. В то время он не понимал их языка, но глаза говорили ему то, что ему нужно было знать - они тоже будут помнить и рассказывать". Эти слова были сказаны около 20 лет назад в апреле 1999 года писателем и философом Эли Визелем. Он посвятил свою жизнь памяти и счел необходимым говорить об этом, потому что она так правильно описывает чувства всех тех из нас, кто находится сегодня здесь. День должен был стать радостным, но он и сегодня остается в наших сердцах, как мир подверженный ужасам, которые произошли Тринистрии и других лагерях смерти. Транснистрия, небольшой регион, который фактически получил свое название в 1941 году, когда немцы вместе с румынами депортировали сотни тысяч евреев из северной Румынии, где до этого времени проживало до 300 000 евреев, и быстро стали ловушкой голода, болезней, принудительного труда и смерти. Сегодня мы: те, которые выжили, и еще помним прошлое - воздаем должное нашим братьям и сестрам, жертвам нацизма, и стремимся сохранить память о них. Мы помним о более двух с половиной миллионах евреев, которые жили на территории бывшего Советского Союза, и к которым позже присоединились сотни тысяч депортированных евреев, судьба которых, была решена в тот день, когда нацистская Германия нарушила соглашение и оккупировала ее территорию. В сентябре 1941 года, они оккупировали Транснистрию, где проживало около 300 000 евреев. Много было сказано и написано о решении Гитлера стереть еврейскую расу с лица земли, его культуру, но стоит упомянуть здесь и идеологию, которая привела его к этому. 3 марта 1941г. он сказал: "Предстоящая война - это больше, чем война между двумя армиями, это война между двумя противоположными мировоззрениями, и для того, чтобы положить конец войне, большевистская еврейская интеллигенция, должна быть устранена". Мы стоим здесь сегодня, как свидетели, чтобы помнить. Поскольку наше поколение истощается, и через несколько лет среди нас не будет тех, кто может сказать: «Я был там», мы можем спросить, каким будет наследие прошлого века. Как они будут помнить её мальчиков и девочек через 50 лет, через 100 лет? Будет ли это еще одна страница в книге истории, когда скажут: «Вот еще одна война» ... Или же мы передадим следующим поколениям уроки из величайшей человеческой трагедии? В еврейской традиции память является учредительной ценностью. Но память - это связано с моральным долгом. В праздник Песах читая Агаду, передаётся нам мораль: «Каждый человек должен видеть себя, как будто он покинул Египет». Память о Холокосте бросает нам вызов: память не только об уничтожении, воплощении человеческого зла, но также о героизме и сопротивлении, и особенно его возрождении. Из лагерей смерти, маршей смерти, мы нашли физические и умственные силы, чтобы подняться, реабилитироваться и восстановить жизнь. Наш долг сделать все возможное, чтобы такая человеческая трагедия больше никогда не повторилась. В 2003 году здесь, в Яд Вашем, прошла международная конференция людей, переживших Холокост, где выжившие из Шоа, опубликовали манифест, и я хочу процитировать его: "Сегодня, мы пережившие Холокост, чья память запечатлена в нашей плоти, берём на себя миссию напоминать будущим поколениям, о том, что память должна рождаться с моральным действием и преданностью". Уважаемые узники Шоа, Вы перенесли неописуемые страдания, Вы, те, кто здесь сегодня в стране, возникший на прахе Холокоста, непременно передадите это послание будущим поколениям. Помните, что мы можем создать лучший мир. Колетт Авиталь, 5.3.19 Яд Вашем