На конкурс "Вспомним о наших дорогих мамах!" Моя дорогая мамаЭся Демская Моя мама была незаурядным человеком. Так считаю не только я, но и все мои друзья,
которые приходили в наш дом и даже ее зятья. Мама в совершенстве знала 5 языков,
а после войны быстро выучила русский и прекрасно на нем говорила без акцента. Ее родители уроженцы Литвы. Мой дед Киршонас Исаак занимался оптовой торговлей зерном и поставлял зерно в другие страны. Мамин брат Давид был старше мамы на 13 лет. Он был известным в Литве адвокатом. Его именем названа гимназия в Пасвалисе. В 1938 г. мама вышла замуж. Мой отец Лазарь Гольдштейнас, адвокат. Все, о чем я сейчас расскажу, я слышала на протяжении всей своей сознательной жизни от моей мамы. И каждый раз мы вместе с ней плакали. Я благодарна ей за эти горькие воспоминания.
Война застала моих родителей в Каунасе. Как известно, Каунас был один из первых городов, оккупированных немцами. Бежать они не могли, т. к. с ними была 80-летняя тетя моего отца, которая его вырастила. Вся семья сразу попала в гетто. 24 апреля 1942г. в гетто родилась я, Эстер(Эся)Гольдштейн. Чудом сохранилось Свидетельство о рождении, выданное Юденратом. С первых дней меня кололи снотворным.
Я представляю себе тот ужас, который испытывала моя мама: в этом аду родить ребенка. Каунасское гетто одно из немногих просуществовало до 1944 года. В Каунасе действовала подпольная группа, помогавшая узникам бежать. Накануне детской акции меня вынесли из гетто в мешке. Затем бежала мама. В городе к этому времени все было подготовлено. Было дано обьявление в газете о том, что семье д-ра Ласдаускаса требуется няня к ребенку. К ним устроилась работать моя мама. Меня крестили в костеле и дали имя Дануте Бальчунайте. Под этим именем меня отдали в приют для незаконнорожденных детей. Трудно себе представить, что при этом испытывала моя мама. В городе оставаться было опасно. Люди, которые нас прятали, рисковали не только своей жизнью, но и жизнью своих детей. Нас с мамой переправили на хутор. Хозяина хутора звали Гавенас. Моя мама, выросшая в интеллигентной семье с прислугой, вела на хуторе все хозяйство: доила коров, выращивала овощи, готовила не только на семью хозяина, но и на его гостей немцев. Те говорили: "Приготовлено с любовь"». Можно себе представить, что творилось в душе у мамы в этот момент. Нас спасало то, что мама не была похожа на еврейку, прекрасно говорила на литовском. Под бомбежками советских самолетов мама на поле собирала корм для скота. Возможно Гавенас догадывался, кто мы такие, т. к русских рабочих он под бомбы не посылал. Вся наша семья была уничтожена нацистами. Папа погиб при побеге из гетто. Остались только мы с мамой. Моя мама не только дала мне жизнь, но и в аду сохранила мне жизнь. Низкий ей поклон. Благодаря ей на свете живет моя дочь Марина и мой внук Евгений. От случайно уцелевшего дерева появились побеги. Я, ныне Демская Эся, окончила Технологический институт в Ленинграде и зщитила кандидатскую диссертацию. Вот уже почти полвека живу с мужем Демским Вячеславом.
Дочь Марина-коммерческий директор одной из петербургских фирм.
Внук Евгений работает в Москве и учится в аспирантуре. В 2010 году мы с мужем были в комплексе «Яд Вашем» и поклонились памяти наших Спасителей-Праведников мира Софии Бинкене и ее семье.
Ваша оценка (оценивать рассказ Вы можете только один раз): Пожалуйста, выберите из списка ниже один из шести баллов и оцените рассказ. |
||||
назад на главную |