Вклад переживших Катастрофу в создание государства Израиль

д-р Ирит Абрамски

После Второй мировой войны до сегодняшнего дня в Израиле нашли пристанище более 800000 переживших Катастрофу или очевидцев. Каждая волна иммиграции вела за собой десятки тысяч новых очевидцев. Больше всего их приехало во время трех больших волн - сразу после войны в 1945-47, во время массовой алии 1948-1951 и в конце 50-х годов. Немало очевидцев приехало и с последней волной иммиграции из бывшего Союза – среди миллиона евреев более 100 000 были очевидцами. Сегодня живут в Израиле около 250 000 очевидцев – по численности самый большой коллектив переживших Катастрофу в мире. На втором и третьем месте находятся Штаты и Австралия.

Много лет в Израиле и во всем мире существовал стереотип  очевидца – это слабая, немощная группа людей, которые нуждаются в социальной помощи, поддержке, даже подаянии. Эта группа людей много лет сталкивалась с непониманием и презрением. Катастрофа для местных евреев была отвлеченным понятием, требующим осмысления и изучения, но никак не ощущалась ими как персональный опыт.

В Израиле, как и в Штатах, как и в Союзе сразу после Войны, местные жители не хотели  слушать воспоминания травмированных людей. Причины незаинтересованности были разные. В Израиле еврейские страдания в годы нацизма казались  позором и от новоприбывших требовали вычеркнуть из памяти страшное и бесславное прошлое. Их хотели как можно скорее сделать новыми людьми, которые начнут на земле Израиля новую полноценную жизнь, не отягченную травмирующим опытом. Стена непонимания отгородила их от остального ишува. С самого раннего детства я росла на рассказах о Катастрофе. Моя мама, тоже бывшая узница Вильнюсского гетто и лагерей, приехавшая в Израиль в конце 50-х годов, в отличие от многих ее лагерных подруг, потихоньку рассказывала мне о пережитом там. Ее лучшая подруга, прошедшая с ней весь лагерный путь, часто корила ее: "не надо засорять мозги молодого поколения травмирующей информацией". Моя мама считала, что это не так, что у нее со мной, ее дочкой, никогда не будет взаимопонимания, если я не буду знать о ее прошлом.

Люди, пережившие Катастрофу, замкнулись в себе и поддерживали отношения лишь с себе подобными.

Уцелевшие очевидцы основали в Израиле более десятка организаций, которые можно схематично разделить на две основные группы: выходцы из гетто и лагерей, с одной стороны, и повстанцы и партизаны, с другой стороны, иными словами - на простых смертных и на героев…

Только повстанцы и партизаны, то есть только герои, считались достойными внимания и уважения. Они рассказывали то, что местные готовы были слушать. Именно их считали настоящими евреями, отвечающими гордому бойцовскому идеалу сионизма.

Многое изменилось с того  времени, позорного стереотипа очевидца уже нет, особенно в Израиле. Процесс Эйхмана раскрыл местным израильтянам размеры трагедии ерейства. Перестали замалчивать трагедию. Израильские войны – особенно первые этапы Войны Судного Дня в 1973 году – были поворотной точкой в понимании и сострадании  очевидцам – потому что сами израильтяне пережили на себе опыт бессилия и изоляции в мире. Катастрофа стала частью образовательной программы на аттестат зрелости, очевидцев начали слушать, собирать показания, приглашать в школы. И все равно мало было исследовано и осознано о вкладе очевидцев в построение государство Израиль.

Только 60 лет спустя, после долгих усилий израильских исследователей таких, как Хана Яблонка, и самих очевидцев, в том числе и новоприбывших  из бывшего Союза с  последней волной, этот вклад был осознан.

Пережившие Катастрофу продемонстрировали на Земле Израиля поразительную жизненную стойкость и умение приспособиться к любым обстоятельствам. Они видели в государстве Израиль альтернативу потерянной семьи и дома, сожженного в Катастрофе. Они сами занимались своей абсорбцией в стране через взаимопомощь различных организаций очевидцев. Они приехали не на готовое, а наоборот, чтобы рисковать жизнью для создания нового государства, а впоследствии сумели органично влиться в новое общество и занять в нем достойное место.

Нет области в жизни Израиля, в которую бы пережившие Катастрофу очевидцы не внесли значительного вклада - коллективного или индивидуального.

Коллективный вклад очевидцев:

- Увековечение памяти Катастрофы. Благодаря очевидцам израильский парламент издал серию законов, инициатором которых были организации очевидцев. Самые известные из них - это закон о Яд Ва-Шем в 1953 году, закон Дня Памяти и Героизма в 1959 году.

- Армия. Более 50% воюющих  во время Войны за Независимость составляли очевидцы в рамках ГАХАЛ - сокращенное от "зарубежная мобилизация". Один из арабских командиров, воюющих в Латруне, описывает в своих воспоминаниях, что во время боя он вдруг услышал с израильской стороны крики на русском языке – и был уверен, что Союз прислал бригаду или полк воевать на стороне израильтян. Среди павших в бою в Войне за Независимость очевидцы составляли более высокий процент, чем местные. Из-за незнания языка их посылали только в боевые части. Многие из них были посланы в бой прямо с корабля. Именно после Освенцима для них воевать за независимость Израиля было счастьем!!

Многие очевидцы, павшие в бою за независимость Израиля, были последними членами своей семьи, сгоревшей в огне Катастрофы. У 275 таких героев (которым поставлен памятник "Последний росток"- нецер ахарон) не осталось не одного близкого, который бы приходил на их могилу на военном кладбище. Два бойца, переживших Катастрофу, Менахем Гринштейн и Йехуда Штернфельд в конце 90-ых годов восстановили 436 имен очевидцев, павших за Израиль.

- В поселенческой деятельности очевидцы тоже играли центральную роль. Только на протяжении 1949 года пережившие Катастрофу основали 52 поселения – больше 50% поселений среди всех остальных. Очень немногим израильтянам известно, что Сдерот и Ашкелон, которые сегодня обстреливаются из сектора Газа, а также Йерухам, Кирьят-Малахи, Беэр Шева и многие другие города и поселения были основаны очевидцами. Они не жаловались на трудности. Они сами строили и помогали другим.

Индивидуальные вклады очевидцев:

В юриспруденции (президент Верховного Суда Израиля Аарон Барак, Верховный судья Моше Бейски), в экономике (Президент Израильского Банка – Моше Занбар, строитель огромных башен в Тель Авиве - Давид Азриэли), в литературе ( Эфраим Кишон, Аарон Апельфельд, Ида Пинк, Дан Пагис), в театре (Леа Кениг, Давид Бергман), в живописи (Дан Райзингер, Нафтали Бэзем, два самых известных израильских карикатуриста Дош и Зеэв) в музыке (композитор Андре Хайду) и многие другие. Один из лауреатов Нобелевской премии по химии за 2004год – израильский ученый и врач Авраам Хершко - тоже пережил Катастрофу.

Вклад очевидцев  последней алии из бывшего Союза в кристаллизацию израильского общества:
1.  Признание 9 мая – дня победы в качестве официального праздника в Израиле.
2. Инициатива в принятии закона о том, кто считается пережившим Катастрофу, и о его  правах.
3. Основание локальных музеев Катастрофы – самый удачный из них "Музей энергии мужества" в Хедере.
4. Большая волонтерская работа в деятельности Яд Ва-Шем. Они всегда готовы помочь, дать объяснения на русском языке любой группе школьников, учителей, солдат. Они всегда приходят на зов, даже когда им не очень удобно или нездоровится…

Пережитое по-прежнему лежит на них тяжким грузом, но вовлеченные в непрекращающуюся борьбу Израиля за выживание, они просто вынуждены переключиться с прошлого на настоящее и в конечном итоге - на будущее. Они подают нам в этом пример и по сей день. Пережившие Катастрофу, как птица Феникс, восстали из пепла, расправили крылья и полетели и летят с мощью и упорностью до последнего вздоха.


назад

на главную