Об актуальных аспектах современного антисемитизма.


Д-р Шнеер Арон.



Антисемитизм не перестал быть актуальным, ибо мы, евреи, против кого он направлен, вопреки антисемитам существуем. Попытка Гитлера уничтожить европейское еврейство привела к миллионам жертв разных народов и вывела еврейскую проблему на сцену мировой политики и эта драма: «Катастрофа, Евреи и современный мир» играется и сегодня. Исходя из многочисленных сцен этой драмы можно сделать однозначный вывод: антисемитизм и сегодня является потенциальной силой в политике, международных делах и обществе. Думая о прошлом нашего народа мы не можем не думать о будущем. Исходя из этого, я позволил себе некоторые не совсем политкорректные выводы.

Поведение лидеров и народов стран, как оккупированных нацистами, так и оставшимися свободными, а также тех стран, которые являлись союзниками нацистской Германии, разделило эти страны по отношению к евреям на нежелательные и возможные для проживания.

К нежелательным для проживания странам я отношу Австрию, Германию, Польшу, Литву, Латвию, Эстонию, Румынию. Эти страны в годы войны характеризовались нетерпимостью к евреем и массовым участием (за исключением Польши) своих сограждан в депортации и тотальном истреблении своих и чужих евреев.

Воссоздание еврейских общин, внимание к памятным датам еврейской истории и трагедии евреев в этих странах, особенно в Балтийских, диктуется прагматическими политическими интересами стремлением стать частью современной Европы, где официальный антисемитизм, подменен антиизраилизмом. Однако до сих пор в Латвии и Эстонии чествуют тех, кто носил эсэсовский мундир. На демонстрациях и собраниях в память нацистских пособников, порой можно увидеть в одном ряду с бывшими эсэсовцами некоторых местных политиков и молодежь. В Литве и Латвии преследуют бывших партизан. Именно такая политика скрытой, а порой и открытой поддержки и героизации пособников нацистов привела к массовому осквернению могил ( около 100) на еврейском кладбище в Риге в начале декабря этого года.

Несколько особняком, но к этой же группе стран примыкает и Польша, население которой, несмотря на то, что само оказалось в роли гонимого и казнимого, неоднократно находило общий язык с нацистами в отношении евреев. Наличие в Польше нескольких тысяч Праведников мира лишь подчеркивает особенность польского антисемитизма и нисколько не меняет общей картины. Польские коммунисты в 60-70 годы завершили дело нацистов, изгнав евреев из Польши. Подобное изгнание, единственное в Европе после 2-й мировой войны, лишь подтверждает предположение о Польше, как о стране нежелательной для проживания евреев. И хотя вопреки мнению части своих соотечественников, президент Квасневский в 2001 г. извинился за преступления против евреев, совершенные поляками в годы войны и после нее, Польша уникальна тем, что несмотря на практическое отсутствие евреев, антисемитизм в Польше силен и сегодня.

Франция – более близка к нежелательному месту проживания евреев, чем к благоприятному. Почти 70 тысяч евреев были отправлены на уничтожение руками французских полицейских, практически без участия немцев. Учитывая сегодняшнее 5-млнное мусульманское население, можно предположить, что положение 600 тыс евреев во Франции будет все более осложняться. Свидетельством тому служит резкое усиление репатриации евреев из Франции в последние годы.

К этой же категории нежелательных для проживания стран, по-моему, относятся Венгрия и Румыния.
К странам возможного проживания евреев, мне кажется, относятся Италия, Дания, Голландия, Болгария и Финляндия. Рамки выступления не позволяют подробнее обосновать свою точку зрения, поэтому ограничусь лишь ее констатацией.

Вместе с тем сегодняшнее отношение к евреям всех европейских стран без исключения, можно охарактеризовать как необходимое вынужденное, прикрываемое демократическим флером, лицемерие.
Так как большинство жителей оккупированных европейских стран либо поддержало Катастрофу, либо смирилось с ней, можно допустить, что тоже самое произошло бы во всех без исключения европейских странах.

Европейский мир, официально скорбя, в глубине души вздохнул с облегчением – еврейская проблема оказалась почти решенной.

Обратимся к постсоветскому пространству. На оккупированных территориях СССР было наиболее активное сотрудничество с немецкими оккупантами в преступлениях против личности, т.е. соучастие в убийствах евреев. Подобного соучастия в убийствах не было ни в одной стране оккупированной Европы. Не останавливаясь на социально-политических причинах подобного уникального явления, следует заметить, что желание и готовность убивать с особой жестокостью проявилось в Украине и в Прибалтике. Праведничество, а на Украине официально известно около 2500 Праведников Мира, не меняет положения.

Мы знаем, что одно из активных проявлений антисемитизма – антисемитская пропаганда. Она имеет многолетнюю историю. Однако особенно впечатляющей оказалась нацистская пропаганда, которая имела далеко идущие последствия. В результате нацистской пропаганды на оккупированной территории и влияния этой пропаганды на тыловые районы в годы войны, усилился никогда не исчезавший народно-бытовой антисемитизм.

С 1943 г. в СССР появился государственный антисемитизм, который стал завуалированной составной частью внутренней и внешней политики Советского Союза. В результате этой политики у евреев усилилась ассимиляция: желание скрыть свое еврейство вплоть до изменения национальности, в том числе переход на фамилию супруга, отказ от родного языка. В 1989 г. 44% женатых евреев и 30% замужних евреек в СССР состояли в межнациональных браках . Почти 93% детей в русско-еврейских семьях были записаны родителями как русские .

Вполне возможно, что одной из причин нового всплеска антисемитизма в 60–70-е годы в СССР было то, что основную часть рабочего класса, властные и партийные структуры низшего и среднего звена в эти годы составляли люди, выросшие на оккупированной территории, знакомые с нацистской пропагандой и впитавшие ее яд. К сожалению, и сегодня на территории бывшего СССР существующие национал-фашистские организации используют словесные и изобразительные кальки антисемитской нацистской пропаганды времен войны. Ею полны многие так называемые патриотические, славянские, антисемитские сайты, книги, речи, фильмы, например Ю.Мухина, Душенова и Б.Миронова .

Все современные события на территории бывшего СССР: деятельность «Памяти» в 80-е годы, создание, существование и активная деятельность нынешних профашистских и откровенно фашистских и националистических организаций, в основе идеологии которых лежит антисемитизм Баркашева-Макашева-Кондратенко-Душенова, победа Макашева на декабрьских 2003 г. выборах в Думу, январское (2005 г) письмо 19 депутатов Российской Думы с требованием запретить все еврейские организации в России, появление второго письма с подобной же просьбой с 5 тысячами подписантов, впечатляющая победа Макашова в ходе «дуэли» с космонавтом Леоновым в телевизионном ток–шоу В.Соловьева в феврале 2005 г., свидетельствуют о наличии гигантского фашиствующего потенциала, который при определенных условиях представляет угрозу для евреев России и не только для них. Все вышесказанное, делает, по моему мнению, Россию неблагоприятной для проживания там евреев, несмотря на бесспорное отсутствие в современной России государственного антисемитизма и активное участие евреев в экономической и политической жизни России.

Кстати, эта еврейская активность в России, по моему убеждению, тоже несет отрицательный заряд. Недавние декабрьские события в Москве подтверждают предположение о наличии и опасности многочисленных фашиствующих, ксенофобских сил в России. И хотя в основном сейчас ненависть обращена против мигрантов из Среднеазиатских и Кавказских республик, антисемитские лозунги, граффити и призывы обычны во время этих демонстраций, и евреи остаются нежелательным элементом в России. Это подтверждает надпись, сделанная в эти дни на Манежной площади в Москве: «Жиды вон из России».

В сегодняшнем российском антисемитизме так и не исчезли бытовые и религиозные составляющие. Разные явления способствуют росту антисемитизма. Резкий рост антисемитских проявлений несколько лет назад вызвала операция «Литой свинец», а в уходящем году захват турецкой флотилии. Телеэфир попрежнему пре-доставляет возможность выступать откровенному юдофобу Шевченко и более утонченному антисемиту, славящему Хамасс Проханову.

Быстрое развитие еврейской общинной жизни и возможности реализации религиозных и культурных потребностей в современной России и странах постсоветского пространства на мой взгляд не меняют общей ситуации.

Разобщенность еврейских организаций в России мешает проведению активной борьбы против антисемитизма в России. Всемирный Конгресс российских евреев подготовил доклад об антисемитизме в России в 2009 г.в докладе отмечается, что «В 2009 году, как и в предыдущие годы, сохранялся исключительно низкий на фоне прочих видов антисемитской активности уровень нападений на евреев». Было зафиксировано 6 случаев нападений на евреев. Российское население в целом не проявляет антисемитских настроений. Согласно опросу, на который ссылаются авторы, лишь 2% населений относятся к евреям с антипатией. Интересно, где и кем проводился такой опрос. Реальность говорит о противоположных угрожающих тенденциях.

В декабре прошлого года в Берлине проходила Конференция "Уроки Второй мировой войны и Холокоста". Я уверен, кто-то из присутствующих здесь тоже участвовал в ней и помнит, что все заявления и резолюции конференции были приняты против героизации нацистов в Прибалтике, пересмотра Российской истории, о положении в Украине, об Иране, но не было сказано ни одного слова против фашиствующих российских националистов. А слова известного журналиста Млечина о том, что что надо бы вначале свой дом почистить и запретить в государственной думе продавать антисемитскую литературу, а уж потом заниматься чужими проблемами, вызвала со стороны руководства конгресса взрыв негодования.

Антисемитизм не теряет своей силы и влияния в международной жизни. 11 ноября 1975 г. ООН приняла резолюцию, в которой сионизм приравнивался к расизму. Комментируя эту резолюцию , президент Объединенной церкви Христа д-р Р. Мосс заявил: «Нам не следует обманывать себя термином «сионизм». Авторы этой резолюции имели ввиду евреев, их религию, иудаизм, и государство Израиль», а делегат Коста-Рики в ООН отметил, что резолюция является прямым призывом к геноциду против еврейского народа. Мартин Лютер Кинг указал: «Когда люди критикуют сионистов, они имеют в виду евреев». И хотя, в 1991 г. эта резолюция была отменена, но ООН все еще переживает наследие этой резолюции. Свидетельством тому решение отметить 10-летие Дурбанской конференции, запятнавшей себя абсолютно антисемитской риторикой и резолюцией.

Коснемся репатриации и антисемитизма. Связь налицо. В последние годы репатриация в Израиль стимулируется ростом антисемитизма в странах, в которых резко увеличилась численность населения исповедующего ислам. Поэтому и растет антисемитизм в европейских странах. Особенной чертой «нового» и «исламского» антисемитизма является то, что он грозит террористическими акциями, уличным насилием и тотальным давлением на евреев. Распространяют антисемитизм европейцы мусульманского происхождения. Однако Европа сегодня играет в политкорректность и защищает права пришельцев из исламского мира. Сегодняшний исламский и европейский антисемитизм смыкаются под знаменем негативного отношения к Израилю и израильтянам. Этому антисемитизму симпатизирует левые интеллектуалы европейских, американских и даже отдельные представители израильских университетов. Однако европейские проводники нового антисемитизма не хотят видеть очевидное: после евреев придет очередь европейцев. Говоря об антисемитизме нельзя не говорить сегодня о радикальном исламе. Его метастазы расползаются по миру. Ими уже заражена обреченно расслабившаяся Европа, позволившая растоптать Сербию и создать исламское госу-дарства на Балканах, исходя из так называемых «высших законов демократии». Вероятно, лишь, когда угроза радикального ислама встанет во весь рост перед Европой и Россией, когда они окажутся перед выбором совершать намаз или продолжать креститься, тогда, возможно, кто-то и вспомнит Израиль и его одиночную борьбу на переднем крае европейской цивилизации за свое, а значит и за Европейское и мировое будущее. У земного шара очень удобная форма для хиджаба или паранджи. Те кто сегодня борется против Израиля борется против иудео-христианской цивилизации. Сегодня Израиль ведет борьбу не только за себя, ибо борьба против антисемитизма, означает борьбу за будущее мира.

Пропаганда антисемитизма проявляется сегодня на всех уровнях средств массовой информации, И если все-таки, даже в условиях демократии, свободы прессы можно, было бы желание, контролировать печатные и даже радио СМИ, то интернет оказался абсолютно открытым для антисемитских не только высказываний и статей, но и откровенно юдофобских сайтов. Только в социальной сети «В контакте» на русском языке обнаружено не менее 40 групп, пропагандирующих антисемитизм. Вот одно из характерных высказываний: «Жиды - подонки, они незаконно отобрали Палестину у арабов и придумали холокост, а теперь ставят памятники тому, чего не было...» Конечно, это маргиналы, но так начинал и Гитлер?

В этой связи именно пережившие катастрофу могут принять активное участие в борьбе с антисемитизмом в странах диаспоры. Проект, предлагаемый бывшими узниками гетто и лагерей очень актуален и в свете событий в Москве. Однако лишь тогда будет хотя бы мизерный успех, если вся работа будет проходить вне еврейской среды. Мы, как правило, знаем правду о своей трагедии. Однако я отношусь к числу скептиков. Слышит и видит лишь тот, кто хочет слышать и видеть. Ведь антисемитов и ревизионистов не убеждает история Катастрофы, Яд Вашем, собранные нами почти 4 млн имен погибших.

Вячеслав Ганелин, композитор и джазовый музыкант на вопрос, почему он уехал в Израиль, ответил: «Я понял самое важное: антисемитизм настолько глубоко сидит в людях, что переубеждать бессмысленно. Каждый должен жить у себя дома. На исторической родине» . Конечно, рост антисемитизма влияет на репатриацию. Таким образом и в нем есть рациональное зерно. Однако такой ли ценой мы стремимся добиться увеличения числа евреев прибывающих в нашу страну.

 

Поделитесь своими впечатлениями и размышлениями, вызванными этой публикацией.

 

назад

на главную