Израиль. Ашдод. По зову памяти…*

 
Две церемонии поминовения жертв Катастрофы, одна за другой, прошли вчера вечером  в Ашдоде, но если в доме культуры ("матнасе") «Дюна» в зале преобладали русскоязычные ашдодцы «золотого возраста», в том числе представители самой многочисленной в Ираиле Ашдодской организации узников «Зикарон», и она проходила на идиш, иврите и русском, то церемония во дворце «Яд ле-Баним» была организована для  старшеклассников, учащейся и армейской молодежи. В обеих церемониях приняли участие главный раввин Ашдода  Йосеф Шейнин, мэр Ашдода д-р Иехиэль Ласри, первый заммэра Борис Гитерман. Нельзя не отметить большой вклад в организацию церемонии в матнасе «Дюна» бывшей узницы гетто, удостоенной звания почетного жителя Ашдода, Леи Друскин.
 
Шестеро бывших узников зажгли в матнасе «Дюна» памятные  свечи: Фаня Герценштейн (Балта, Одесская область), Хася Гитлин (Каунас, Литва), Арон Молотковский (Жмеринка, Винницкая обл.,), Адель Русовская (Печора), Абрам Мицель (Бершадь), Борис Бенехис (Балановка, Винницкая обл.) Каждый из них вспомнил о родных и близких – на идиш и на русском, у каждого из них есть свой счет к немецким нацистам и их приспешникам. К сожалению, нацизм живуч, и сегодня отрицатель Холокоста, иранский президент Махмуд Ахмадинеджад призывает к уничтожению  Израиля, отметил в своем выступлении мэр Ашдода, доктор Иехиэль Ласри, - И мы, извлекая уроки прошлого, просто обязаны передать память о Катастрофе грядущим поколениям. Тема памяти о жертвах Катастрофы и, конечно же, о героях еврейского Сопротивления прозвучала в выступлениях, как мэра Ашдода, так и главного раввина города Йосефа Шейнина и первого заммэра  города Бориса Гитермана, но если у р. Шейнина превалировал аспект духовного сопротивления нацистской политике уничтожения (тайная коллективная молитва, изучение Торы) то Борис Гитерман вспомнил о тех, кто не покинул поля боя и с оружием сражался с ненавистным врагом, ценою жизни приближая победу. В их числе были его родные и близкие. Выступления перемежались музыкальными номерами – еврейские песни о Катастрофе на идиш – языке почти уничтоженной культуры – исполнили Лев Янчевский, Исраэль Либерман и бывший узник Бершади Абрам Мицель, известный своим исполнением  идиш «Бухевальдского набата» Мурадели. 
Говоря о церемонии в «Яд ле-Баним», проводившейся для молодежи, хотелось бы подчеркнуть некоторые особенности - эмоциональные выступления мэра города, главного раввина Ашдода, и других ораторов перемежались сценами из жизни жертв и борцов с нацизмом в эпоху Холокоста, представленные молодыми актерами. Выступил и гость Ашдода министр в правительстве Нетаниягу Бени Бегин. Сын соратника Жаботинского Менахема  Бегина прочел выдержки из документов Ванзейской конференции, где, как известно, шла речь об «окончательном решении «еврейского вопроса» и завершил свою речь чтением из поэтического наследия великого Ури Цви-Гринберга…

Сегодня утром на ашдодском кладбище состоялась церемония поминовения, в которой приняли участие руководство Ашдодского муниципалитета, руководители организаций бывших узников, землячеств, Союза инвалидов и ветеранов Второй мировой войны, также и зарубежные гости. Первый секретарь Посольства Украины в Израиле Владимир Иларионов поблагодарил собравшихся за сохранение памяти о погибших в Катастрофе и о евреях - героях войны, внесших свой вклад в дело Победы над врагом человечества – нацизмом. Председатель Ашдодского отделения Союза инвалидов войны напомнил о том, что Советская Армия не только сокрушила врага, но и освободила большинство лагерей и гетто на территориях бывшего СССР и стран Европы, спасая, таким образом, уцелевших евреев от тотального уничтожения. Звучат сирена памяти, затем - кадиш…
 
На снимках: на церемонии памяти жертв Катастрофы выступает мэр Ашдода д-р И. Ласри (слева), справа - советник мэра Л. Елизаров; поминальную свечу зажигает Б. Бенехис; инициатор,  автор, исполнитель и технический руководитель строительства Мемориала Памяти, учредитель и председатель правления землячества "Олевск" (Житомирская область) С. Гендельман - инициатор создания памятного знака о погибших земляках "Шоа - вечная боль"; венок от организации бывших узников(амуты) "Зикарон".
 

Фото Григория Рейхмана (Израиль, Ашдод).

Поделитесь своими впечатлениями и размышлениями, вызванными этой публикацией.


назад

на главную