Ассоциация считает целесообразным наряду с публикацией официальных материалов  и рассылки  членам Совета и руководителям городских организаций Ассоциации сведений о льготах для бывших узников нацизма ввести в практику непосредственные контакты руководителей Иргуна, ответственных чиновников Кляймс Конференс и депутатов Кнессета с представителями активистов Ассоциации на местах. Встреча активистов городской организации Беер Шевы с руководителем нового отдела Клаймс Конференс г-ном Хаимом Федером является таким прецедентом. Тематика обсуждений в Беер Шеве, как мы полагаем, актуальна для всех местных организаций.

Редколлегия сайта

 

Новый отдел – будет ли результативной помощь?

Лидия Корнеева

Клаймс Конференс, призванный не только регулировать отношения между Германией и бывшими жертвами нацизма во Второй мировой войне, но и опекать последних, информировать о соответствующих изменениях, касающиеся их, принял решение приблизиться к своим подопечным, установить с ними более тесную связь. Год назад для этой цели и был создан специальный отдел, именуемый «». Четыре месяца назад его возглавил Хаим Федер, ранее занимавшийся воспитательной, организационной работой, вопросами развития культуры и издавший несколько книг по этим направлениям.

31 января в помещении городского управления абсорбции состоялась встреча Хаима Федера с членами правления Ассоциации бывших узников гетто и концлагерей г. Беер-Шева.

Цель встречи, с одной стороны, - на месте ознакомиться с работой одного из самых крупных в Израиле объединений, с другой стороны – сообщить о своих проблемах в надежде на то, что в ближайшем будущем будет оказана реальная поддержка, иначе, в понимании присутствующих зачем было создавать указанный отдел.

Доверительная беседа установилась сразу, особенно, когда гость сообщил, что прибыл из Америки, и несмотря на то, что в Израиле он проживает уже больше тридцати лет, до сих пор в его жизни случаются ситуации, когда он чувствует себя олимом (перефразируя: «Тяжела ты, шапка олима!»).

Х. Федер подчеркнул, что сразу же, приступив к новой работе, он начал встречаться с организаторами, членами правления объединений бывших узников Холокоста и изучать проблемы, которые необходимо разрешать для существования и успешной деятельности названных объединений. Если опираться на имеющийся у него опыт работы в организации Джойнт, в ходе которой он побывал во многих городах и союзных республиках бывшего СССР, то, по мнению Хаима, можно найти понимание и поддержку в оказании помощи на местах. Во всяком случае, подчеркнул он, такое желание есть.

Дальнейший разговор продолжили председатель правления Беершевской Ассоциации Михаил Царфис, члены правления Гита Шапиро, Фаина Премыслер, Михаил Преслер, Семен Эйдельман, Семен Портной.

Руководитель проектов городского управления абсорбции Елена Тенина рассказала об отношении и помощи ирии членам организации бывших узников.

В Беершевском объединении, как сообщил М. Царфис, насчитывается более трехсот пятидесяти членов, самым молодым из которых семьдесят лет. Избрано правление, каждый член которого ответственен за определенный участок работы.

И вот тут сразу же встает первая проблема: отсутствие помещения усложняет, сковывает работу. Постоянно возникает вопрос, где собраться членам объединения, как организовать текущую работу, где хранить бухгалтерскую, банковскую документацию, те небольшие средства, что предназначены для оказания минимальной помощи или знака внимания больным, юбилярам, достигшим «круглых» дат. Вопрос помещения – это, в большой мере, и организация досуга тех бывших узников гетто и концлагерей, которые еще «на ногах» или относительно «на ногах». Для многих из них – это, практически, единственно место, куда бы они могли приходить и общаться с себе подобными, уверенные, что уж здесь-то их поймут.

Вопрос о помещении поднимался не раз. Неоднократно обращались к заместителю мэра Игорю Овшиевичу. Обещаний было достаточно, однако проблема до сих пор остается животрепещущей.

Немалые затруднения возникают из-за отсутствия информации. Прямой связи с Клаймс Конференс до сих пор не было, что провоцировало возникновение и распространение всевозможных слухов некомпетентными людьми, и это тоже мешало продуктивно работать. Та информация, которую присылают вышестоящие организации, объединяющие жертв Катастрофы, недостаточна и не регулярна и, соответственно, не стимулирует улучшение работы. Созданный при Клаймс Конференс новый отдел помог бы наладить связь, сократить путь и улучшить достоверность получаемой информации. В связи с этим мнением поступило конкретное предложение: желательно, чтобы с планом работы отдела, возглавляемого Х. Федером, были ознакомлены общественные организации, занимающиеся проблемами бывших узников Холокоста.

Слабым звеном является и материальная база. Высказывания типа «ищите спонсоров» далеко не всегда объективны и весомы, ибо в реальной жизни имеющие средства и обладающие возможностями далеко не всегда отзываются, хотя некоторые и обещают помочь. А уж тем более протянуть руку и предложить материальную поддержку – в нашей организации такого не случалось.

А между тем требует определенных затрат посещение больных. Иногда купить цветок-другой – и то проблема. Да и сама поездка к этим людям, к юбилярам – не простая задача. Практически почти все держится, по старой памяти, на энтузиазме и доброй воле отдельных людей. Как высказался один из выступивших, приходится прибегать к помощи одного из товарищей, члена правления, и использовать его личную машину. Компенсировать же его затраты правления не имеет возможности.

Большой проблемой, связанной с отсутствием материальной базы, является и издание книги воспоминаний бывших узников нацизма. За восемь лет существования Ассоциации накоплена определенная сумма, но она явно недостаточна. Издательские услуги оцениваются в сумму более 20 тысяч шекелей. Этих денег нет. И поэтому вполне понятно и, думается, обосновано еще одно предложение: при Клаймс Конференс создать фонд для оказания помощи соответствующим организациям на местах, найти возможность, способ поддержать в подобных начинаниях, направлениях работы.

Данная встреча выявила и другие немаловажные проблемы. Слова, сказанные Хаимом Федером в конце разговора: «Не говорю «нет», надо проверить. В течение года, быть может, появится возможность выделить какую-то сумму», - не то что обнадежили, воодушевили, но как-то создали атмосферу ожидания.

Очень хотелось бы надеяться, что состоялся не разговор ради простого, хотя и интересного, по взаимному признанию, обмена мнениями, а была понята боль. Обозначились намерения, впоследствии подкрепленные делом, ибо сказать привычное «не вышло» всегда можно, а довести начатое до положительного результата требует не только желания, умения, возможностей, но и огромных усилий.

Хочется сказать: «В добрый час, Хаим Федер! И да будут встречи еще не раз, дабы можно было посмотреть друг другу в глаза с чувством выполненного долга, облегченно вздохнув после напряженной и результативной работы».

Поделитесь своими впечатлениями и размышлениями, вызванными этой публикацией.

 

назад

на главную