День памяти жертв Холокоста*Татьяна Климович,
Хайфа отметила День памяти жертв Холокоста. Церемония поминовения состоялась в хайфском Бейт Оле. 6 поминальных свечей было зажжено в память о 6 миллионах загубленных душ еврейских мужчин, женщин и детей, сгоревших в пламени Холокоста. Присутствующие почтили минутой молчания их память. По погибшим был прочитан кадиш. Освенцим-Биркенау был крупнейшим и наиболее долго просуществовавшим нацистским лагерем уничтожения, в котором погибло от полутора до 4 миллионов человек, в основном евреев, поэтому он стал одним из главных символов Катастрофы. И именно поэтому день его освобождения советскими войсками 27 января мы отмечаем как День памяти жертв Холокоста.
Треблинка, Белжец, Собибор, Майданек, Дахау, где любил проводить пикники с семьей Генрих Гимлер — основной исполнитель «окончательного решения еврейского вопроса», и другие лагеря — всего 1634 концлагеря и их подразделений на оккупированных фашистами территориях — по данным отчета 1967 года Федерального министерства внутренних дел Германии и 15000 – по еврейским источникам. Открыла церемонию заместитель мэра Хайфы Юлия Штрайм, напомнившая присутствующим о том, что мир отметил 70-ю годовщину восстания в Варшавском гетто, и многочисленная израильская делегация с участием 65 членов Кнессета в День Памяти жертв Катастрофы прибыла в Польшу и приняла участие в траурной церемонии и мероприятиях в бывшем нацистском концлагере Аушвиц-Биркенау. Чести зажжения поминальных свечей удостоились 6 жителей Хайфы, выходцев из разных республик бывшего Советского Союза. На его территории во время войны существовало более 1000 гетто, большая часть населения которых была уничтожена. Евреев СССР, как правило, даже не депортировали в лагеря смерти; их уничтожали там, где их застала война. Исполнителями убийств чаще всего выступали подвижные немецкие расстрельные команды, так называемые айнзацгруппы. Они мобилизовали себе в помощь различные силы – от солдат вермахта до пособников из местного населения. Сегодня на местах массовых захоронений установлены памятники. Но иногда ничто в пасторальной картине местечек и небольших городков не напоминает о трагедии. Зачастую страшные события того времени – только в памяти ее живых свидетелей, которых с каждым годом становится все меньше. И они находятся возле нас. Зачастую мы даже не знаем об этом. В 1992 году в Хайфе была создана организация бывших узников гетто и концлагерей, детей войны, которая ведет большую разъяснительную работу. Но время и болезни делают свое дело. По словам руководителя организации Григория Пустильника, за последние пять лет число ее членов уменьшилось со 180 до 145. В прошлом, 2013 году ушло в мир иной 11 человек. Бывшие узники гетто и концлагерей, дети войны, ветераны поднялись на сцену, чтобы зажечь свечу в память о погибших и поделиться с присутствующими своими воспоминаниями. За плечами сидящих в зале убеленных сединами людей — военное детство, юность и большая трудовая жизнь. Они выжили в гетто, концлагерях, многие воевали в партизанских отрядах и на фронте.
Например, чудом выживший во время фашистских акций уничтожения в родном городке Томашполе Винницкой области Семен Трейстман воевал в Северной Корее. Бывший узник гетто, ветеран участвовал в известной операции высадки морского десанта в ходе советско-японской войны в августе1945 года в Чходжине (тогда назывался Сэйсин), который более трёх суток вёл бой за контроль над городом и с подходом подкрепления окончательно вытеснил японские войска из города. Морской десантник вспоминает драматический эпизод, когда при переходе из Сейсина в Гензан, по кораблю, на котором находились морские пехотинцы и в том числе Семен Трейстман, японцы выпустили торпеду. Тогда командир отдал приказ приготовиться прыгать в воду. Но команде корабля удалось повернуть его в последнюю минуту на 90 градусов и торпеда прошла мимо, разорвав на 2 части гражданский корабль, который стоял у пирса. После войны Семен переехал в Одессу, где уже жила его сестра, работал краснодеревщиком, столяром 7-го разряда, в 1991 году приехал в Израиль, в Хайфу. У него 4 сына – 1 в Одессе, 2 в Америке и старший в Израиле, 16 внуков и 6 правнуков. Жизнь продолжается, и живые чтят память погибших. Эта свеча памяти горит и в наших душах.
Удивительная судьба еще одного хайфчанина, бывшего узника Минского гетто, стала темой фильма Геннадия Бера «Холокост Григория Авербуха». Фильм, в котором рассказ уцелевшего в Катастрофе органично сочетался с видеорядом, включающим кадры документальной кинохроники, произвел сильное впечатление на зрителей, тронув их сердца. От имени хайфской организации бывших узников гетто и концлагерей, детей войны, блокадников выступил ее руководитель Григорий Пустильник. Своими воспоминаниями о войне поделились председатель Хайфской окружной организации ветеранов Евгений Лебенгард и ветеран, художник, оформивший музей Славы героев Второй мировой войны в Бейт Оле, Ханан Ласков. Здоровья и сил пожелала всем пережившим блокаду председатель объединения «Россия» в Хайфе Светлана Сломницкая. Ведь все мы в этом году вместе с бывшими блокадниками отмечаем 70-летие снятия блокады Ленинграда. И об этом говорила в своем выступлении и заместитель мэра Хайфы Юлия Штрайм.
Особой нотой прозвучало поэтическое выступление представителей молодого поколения – учащихся хайфской школы «Босмат», взволновавшее присутствующих своей искренностью, уважением к памяти погибших и пониманием своей роли дальнейшего строительства и укрепления еврейского государства, которое защитит своих граждан в минуту опасности. Растроганная их выступлением к молодежи подошла пережившая блокаду Ленингарада Клара Волчо и вручила им небольшой идущий от сердца подарок. Завершилась торжественная церемония выступлением хора «Гармония» под руководством Александры Калюжной, которому подпевал весь собравшийся на церемонию зал. * Оригинал статьи: http://klim-reporter.com/12863.html . |
||||||||||||||||||||
назад на главную |