День ШОА в школе «Амит»

 

Галина Каширина
Фото автора

 

Общее, что объединяет в этот день всех израильтян, - двухминутная сирена в память о погибших в Катастрофе европейского еврейства. С нее в школе «Амит» началась печальная и вместе с тем жизнеутверждающая церемония о трагических событиях Второй мировой войны, безвинными жертвами которой стали 6 миллионов человек только потому, что они были евреями. Четвертую часть их составляли дети, о которых рассказали ребята религиозной школы в сценках и документальном фильме, письмах и стихах. У детей в концлагерях не было имени, только выколотый на руке номер, как клеймо и подпись на смертном приговоре.

После поминальной молитвы директор школы Гай Декель говорил о том, как важно сегодняшнему поколению сохранять связь с теми, кто пережил Холокост и еще может сам рассказать об этом. В школе учатся ребята, чьи родители приехали из разных стран Европы, Америки, Африки, они должны знать о жертвах и героизме еврейского народа. Сережа Тарасов так спел на идиш и русском языке «Купите папиросы», что ветеран Второй мировой войны Нюсик Вайс не сдержал эмоций и обнял мальчика. Юный скрипач Шахар Кляйнерман, чья бабушка Рива была создательницей Кармиэльской организации бывших малолетних узников гетто и концлагерей, исполнил мелодии из кинофильма «Список Шиндлера», на трубе играл Давид Цви. Узники гетто и концлагерей зажгли свечи. Вход в школу был оформлен так, что сразу же как будто отправлял в кошмарное прошлое: железная дорога к концлагерю, а камни между шпалами как образ множества загубленных человеческих жизней. Зажженные свечи переплетены колючей проволокой.

После общей церемонии гости встретились с ребятами из лицейского класса. Каждый из выживших в Катастрофе рассказал свою личную историю. Своими воспоминаниями о жизни в гетто поделились Яков Зейликович, Лиза Звоницки-Шамович, Григорий Василенко, Рита Левинсон, Владислав Перельмутер, Раиса Железняк, Зинаида Шамис, Бенцион Райбер, София Окнер, Лев Пашерстник, Клара Лернер и другие. Ребят заинтересовал рассказ Аркадия Вассерниса о деньгах, которые ходили в некоторых концлагерях вполне официально. Их можно было даже подержать в руках.

Главное, чем заканчивали свое повествование выжившие в Катастрофе, - счастье жить в родной стране, где евреям ничего не грозит.

Оставить комментарий
назад        на главную