Галина Каширина
Фото автора и из семейного архива
Когда пять лет назад этот человек приглашал меня на свое столетие, в глубине души сомневалась. И напрасно! Нисим Дольбурд дожил до почти невероятного юбилея!
Нас познакомил его племянник Яков Зейликович, руководитель Кармиэльской организацией бывших малолетних узников гетто и концлагерей. Всю жизнь он гордится своим дядей, на долю которого выпало столько событий - порой трагических и ужасных! Со слов рано ушедшей мамы, спасших в гетто своих малышей, он знал, что дядя ушел на войну в один день с отцом, который пропал без вести…
Нисиму Дольбурду повезло не только выжить, но и сохранить в себе лучшие человеческие качества! А ведь все могло быть иначе, потому что он родился в многодетной еврейской семье в местечке Томашполь, что на Украине, тяжело работал на сахарном заводе в юности. Но главное – прошел испытания лишениями, кровью и огнем самой страшной из войн, на которую был призван в первые же дни после ее начала. И воевал до конца Второй мировой войны, несмотря на три серьезных ранения, после которых снова возвращался в строй.
Солдат, разведчик, авиатехник – в любом качестве он был нужен на фронте, до сих пор без запинки выговаривает названия частей, в которых служил: «17-я воздушная армия, 13-я истребительная гвардейская дивизия»… Несмотря на испытания, он стал победителем, вышел из плена, залечил раны, ему довелось освобождать Румынию, Венгрию, Болгарию, откуда и демобилизовался.
- С войны, на которую он уходил вместе с моим отцом, дядя привез мне велосипед – на зависть всем мальчишкам, - вспоминает Яков Зейликович.
Вместе с женой Миной он первым среди многочисленной родни уехал в Израиль. И в 1990 году его дом стал временным
пристанищем почти для ста семей родных и знакомых, которые приехали на Землю обетованную…
Нисиму Дольбурду было тогда уже за семьдесят, однако он пошел работать, столярничал, в свободное время сам мастерил из бросового материала мебель для съемной квартиры, помогал старушкам- соседкам. Его «золотые руки» всегда находили работу, помогали, улучшали жизнь вокруг.
Шесть десятков лет прожил он в любви и согласии со своей женой Миной, они вырастили двоих детей, а теперь уже их дело продолжают четверо внуков и 9 правнуков.
Дочь Ирина оставила работу, чтобы всегда быть рядом с отцом – он заслужил всей своей жизнью такую заботу и внимание. Из Германии часто звонит сын Семен, чтобы узнать о здоровье отца. Много людей поздравили Нисима Дольбурда с таким памятным юбилеем и все желали главное: здоровья и дожить, как и положено еврею, до 120.