Галина Каширина
Фото автора
В тот день в Музее героизма еврейского народа собрались те, кто помнит мартовские дни 1944 года, даже если был совсем мал. И может точно назвать, в какой день Красная Армия освободила Бершадь, Вапнярку, Крыжополь… И руководитель Кармиэльской организации уцелевших в Катастрофе Яков Зейликович среди тех, кто выжил в гетто и сегодня вместе со своими товарищами по судьбе делает все, чтобы то страшное время и принесенные жертвы не были забыты.
Эта территория между Днестром и Бугом, созданная нацистами в самой южной части Украины, всего-то и существовала меньше трех лет. Сегодня Транснистрия бесследно исчезнувший исторический призрак, который вписан кровью и слезами в еврейскую историю. Омерзительные жестокие акции в городах и местечках вызывали возмущение даже у немцев. Транснистрия стала кладбищем более чем 200 000 евреев.
Об этом говорили бывшие малолетние узники концлагерей и гетто, вспоминая свое кошмарное детство, родных, матерей и бабушек, которые порой ценой своей жизни спасали, лечили, дарили жизнь. Стихи об этом прочувственно прочитала Муся Эйдельман. Директор музея Оскар Заславер тоже припомнил рассказы родителей о том страшном времени.
Спустя десятилетия участники тех событий с любопытством рассматривали карту Транснистрии, отмечая свои полузабытые местечки и города. Эдуард Зварич принес справку о том, в какие месяцы-годы находился в гетто, а его сестра Лиля Зубрицкая показала аусвайс отца, угнанного в Германию, который до сих пор хранит.
Это были тяжкие воспоминания, но собравшихся согревала радость о том, что они обрели свою историческую родину, где сейчас им ничего не грозит.
Оставить комментарий