Галина Каширина
Фото автора
Это была встреча с историей и не просто c ее свидетелями, а подлинными участниками. Это почти как на машине времени отправиться в прошлое, которое оказалось рядом…
Война Судного дня (Йом Кипур), разразившаяся ровно 45 лет назад, принесла и трагедии, и героизм, она отняла жизнь у более чем 2,6 тысячи израильских солдат. Об этом вспоминала Хана Кохани, которую в Кармиэле знают многие, потому что она приехала сюда именно в этот страшный для страны день.
За год до этого в Израиль уехал ее младший брат, а затем и семья Кохани приняла такое же решение. В Молдавии, в г. Бельцы Хана была на хорошем счету, работала директором школы, поэтому для всех было большой неожиданностью такое решение. И сразу же стало видно, кто на самом деле друг, потому что большинство жителей отвернулось от Ханы. Кем только ее не называли, но чаще всего – предательницей. С работы уволили, государство потребовало вернуть плату за получение образования в двух вузах/
Поезд, которым семья Ханы ехала в Бухарест, был последним. Следующие партии отъезжающих в Израиль уже выбирались через Вену.
В Бухаресте будущие репатрианты узнали, что в Израиле началась война, им сказали, что теперь они застряли здесь надолго. Каково же было удивление таможенников, а больше всего самих будущих репатриантов, когда оказалось, что Израиль послал за ними самолет!..
В тот же день несколько автобусов привезли их в Кармиэль, тогда совсем молодой и маленький городок на севере. Новые репатрианты видели, как молодые жители, не дожидаясь повесток, прямо из синагоги уезжали на войну. Многие только приехавшие сразу же были направлены на военные предприятия. Стали прибывать евреи из других стран, чтобы помочь своим соплеменникам…
Каждая алия трудно входит в жизнь в стране, о которой по сути не имела никакого представления. Пожалуй, кроме того, что израильтяне сделали невозможное, выиграв Шестидневную войну у превосходящих их арабских армий. Однако Х. Кохани быстро оказалась при деле, скоро стала директором школы. И в конце 80-х годов она приехала туда, где родилась, уже с мэром Кармиэля Ади Эльдаром, чтобы рассказать об Израиле и пригласить своих земляков репатриироваться.
Оказалось, что в Музее героизма еврейского народа были те, кто тогда слушал Хану и загорелся идеей приехать на историческую родину. И таких немало в нашем городе. Здесь у Кохани родилось четверо внуков, она сумела реализовать свои способности, многого добиться.
Прекрасным дополнением ее рассказа стало выступление руководителя Кармиэльской организации бывших малолетних узников гетто и концлагерей Якова Зейликовича. Ему тоже пришлось перенести то, что выпало долю тех, кто посмел и решился в 70-е годы выехать из страны. Семья Зейликовичей приехала ровно через год после Ханы, ее глава тоже участвовал в боевых действиях, но в других операциях.
А в этот раз он подробно рассказал, как складывалась ситуация во время войны Судного дня, какие усилия и героизм потребовались от израильтян, чтобы не только победить в этой войне, но и укрепить свои границы.
Это был очень интересный и взволнованный разговор – о себе, времени, своей стране, которая для каждого недавнего репатрианта стала родным местом…