От редколлегии.
[Чтобы увеличить картинку, кликните на ней.]
Роман Ягель о себе
- Если рассказывать обо всем, что я видел и пережил, надо здесь три недели сидеть. Есть такая вещь...
Я сидел в окопе и захотелось мне пить. Сунул руку назад, где на ремне была фляга – фляги нет. Я кликнул в соседний окоп, что хочу пить и оттуда меня позвали. Я перебежал и увидел в окопе медсестру. Она дала мне флягу, я напился и… тут раздался страшный взрыв: бомба попала точно в окоп, из которого я вышел. Она и говорит: смотри, что было бы с тобою, если б ты там остался. Машинально сунул я руку назад – фляга на месте! Что это значит? Есть кто-то, кто сигналит, что рано мне уходить? Но это не все. Из Белой Церкви полк перевели в
Бровары, и наш отряд поставили на охрану штаба Юго-Западного фронта. И
тут приезжает Леонид Утесов с дочкой, дают концерт. Когда они пели песню
«Мама», я заметил, что моя медсестра плачет. Спрашиваю, чего ты плачешь?
Она говорит, вспомнила свою еврейскую маму. Ну и я ей признался, что
еврей. Получается, меня спасла еврейка. Как это понимать? Подошел я к
Эдит Утесовой и попросил переписать мне слова этой песни. И моей
спасительнице тоже переписал. Потом я не пел эту песню, но слова и мотив
помнил. И вот через 69 лет так получилось, что первый раз я спел ее в
Кнессете. Женщины плакали и я тоже. Вот эта песня. Через несколько дней мы попали в окружение, а затем и в плен. Тут произошел второй случай. Немцы первым делом из группы пленных выдернули всех евреев, в том числе, меня. К тому же догадались по сапогам, что я пограничник. Забрали сапоги, вещмешок. Я стал ругаться – по-польски. Немецкий солдат услыхал и спрашивает: - Ты поляк? - Да, - отвечаю. - И я тоже. Он забрал меня и перемешал с другими пленными. Опять я избежал смерти. Потом мы с одним пленным летчиком бежали, перешли фронт. Нас арестовали особисты и направили в Харьков на проверку. Там нас в тюрьме десять дней с утра до ночи допрашивали как возможных шпионов. Но мы твердо стояли на том, что были не в плену, а только в окружении. Все обошлось, мы поехали в разные части, и я продолжал воевать. В конце года меня перевели в новый полк. До плена я был старшим сержантом, но когда увидел, что дело идет к плену, спорол все нашивки, петлицы, уничтожил документы – было известно, что немцы пограничников и командиров не жаловали. Так что после плена воевал, как рядовой. И вот один из пограничников, с которым я служил до плена, оказался в моем полку и опознал меня. Подходит и говорит - Ты же сержант? - Да, сержант. - Почему нет знаков различия? А, ты наверно, шпион! Он донес командиру полка. Тот меня вызвал. Мне показалось, что ему можно доверять, и я все выложил про окружение и плен. Он сказал, что мне не верит, но пока я могу идти. Через неделю он собрал полк и сказал, что надо перейти линию фронта и в тылу у немцев разгромить штаб дивизии. Задача опасная, нужны добровольцы. Все стоят и молчат. Я вышел вперед. За мной еще человек семьдесят. Через день комполка вызывает меня: - Ты не пойдешь. - Почему? - Ты, наверно, шпион. Ты был в плену. Тогда я сказал ему, что не могу быть шпионом: я еврей. - А молиться умеешь? - Шма Исроэл! Аденой алегейну… и т.д. - Амен, - закончил он. – Я тоже еврей. Ты пойдешь с нами. А что было бы, окажись на его месте нееврей, а то и антисемит? Тогда шпионы были больным местом, а еврей, избежавший гибели в плену, уж точно шпион! Доказывай тогда, после расстрела. Но он меня сразу понял: тот, кто так молится, не может быть предателем. Опять мое еврейство спасло меня. Хотя штаб уничтожить не удалось, нам дали звание гвардейцев, я получил медаль «За боевые заслуги» и звание старшего сержанта. Дальше было много боев, я воевал в составе Польской Армии, в дивизии им. Тадеуша Костюшко, стал офицером, в конце концов, через Украину, Польшу, Германию дошел до Берлина. Могу честно сказать, я был хорошим офицером – это от моего отца, он служил старшиной еще в российской армии. В семье он установил четкую дисциплину. Мать говорила ему, что ты хочешь от маленьких детей, а он отвечал, что это – будущие солдаты. Всю войну я думал, вот вернусь домой, отец будет жив, и я ему доложу, что был хорошим солдатом. Так я думал… После ранения в Варшаве я получил несколько дней отпуска и решил поехать в родные места, это было недалеко. Приехал. Не нашел никого… Все были сожжены в концлагере Бельцен. Все, никто из моей семьи не остался. И еще шесть близких нам семей - почти восемьсот пятьдесят человек – никого нет. Позже я узнал, что один из моих кузенов чудом уцелел и вернулся. Так его тоже убили – уже после войны. Я остался один. Вернулся в армию: теперь она стала моей семьей. Продолжал служить, окончил Военную Академию, был назначен командиром того полка, в котором раньше воевал – Второго Берлинского. В 1954 произошел еще один знаменательный случай, опять же связанный с еврейством. Командир нашей дивизии, антисемит, узнал, что я еврей, приехал в полк и устроил мне проверку. Потом велел сделать то-то и то-то. Он меня спровоцировал, я считал, что этого не нужно делать. Он только того и хотел: «Я покажу тебе, где раки зимуют, паршивый жид!». Я вынул пистолет, он бросился к открытому окну, но я успел выстрелить в него три раза. Четвертую пулю – себе в грудь. Мы оба выжили. Он боролся за жизнь два года, а я восемь месяцев – пуля прошла в двух миллиметрах от сердца. Опять, видимо, решено было, рано мне погибать. Начальство дело замяло, но после этого я уже не мог служить по состоянию здоровья, и меня демобилизовали. Три года как-то прожил и в 57-м решил, что мое место в Израиле. И вот я здесь. Без вещей, без денег, без ничего - настоящий «польский офицер». Израильский посол в Варшаве знал меня и сообщил в МИД, что я боевой полковник. Однако в Израиле мои прежние заслуги никакого впечатления не произвели. У меня были кое-какие связи с русскоязычными работниками спецслужб, и они помогли мне поступить в армию. Пошел в ульпан, учил иврит, для меня в ту пору он был, как финский. Но мой учитель сказал: если ты хочешь здесь жить, учи язык, иначе будешь улицу подметать. Я взял себя в руки. В армии меня из полковника переделали в майора и определили в резервную часть: рекомендации – это хорошо, но они не знали, что я на самом деле умею. Через какое-то время предложили перейти в пограничную службу. Я тут же согласился, потому как пограничную работу знал хорошо. И стал уже младшим лейтенантом. Знаете, Польская Армия, Советская Армия… особого доверия не было, его полагалось заслужить. Потом, когда я много сделал в организации пограничной службы, они увидели, что я кое-что умею и соображаю. Стал командиром погранвойск Центрального округа, участвовал в Шестидневной войне. И когда Мота Гур вошел в Иерусалим, меня назначили губернатором Старого города. В 69-м после захвата нашего самолета в Алжире, мы задумались о безопасности в аэрофлоте. И ШАБАК поручил мне решить эту задачу. Я согласился, но поставил условие, что остаюсь в Армии. Сотрудничество с ШАБАКом продолжалось 13 лет, я был начальником аэропорта, атташе Интерпола в Европе, организовывал безопасные полеты во многих аэропортах мира. В 89-м вышел в отставку в чине генерала. К тому времени я уже был членом Союза воинов и партизан – инвалидов войны с нацистами. А после ухода моего дорогого друга Авраама Коэна, Председателя Союза, меня избрали на его место. Потом я был избран Президентом Союза польских ветеранов.
Теперь я вам скажу про другое. Если б я не был в погранвойсках Красной Армии… Пограничники – особая часть в Израиле. У нас служили представители всех этнических групп: бедуины, арабы, черкесы, грузины, турки, евреи из арабских и европейских стран, все вместе, и жили, как одна большая семья. Меня это радовало. Знаете, почему? Опасность преодолевается дружбой. Когда все вместе, можно избежать многих потерь, сохранить боеспособность, жизни, наконец. Если б люди в нашей стране в своих отношениях брали пример с пограничников! Я был горд, что служу в таких частях, что Израиль – сильное государство и может себя защитить. До сих пор я живу этими чувствами, несмотря на то, что все сильно изменилось и в политике многое не поддается объяснению. Отношения между солдатами тоже уже не те. Правда состоит в том, что я остался верен Израилю только потому, что моя жизнь проходила, если можно так сказать, в патриотически настроенных частях - пограничных. До 67 года Израиль был прекрасной страной: уже арабы, черкесы и все другие ощущали себя израильтянами, одним народом. После Шестидневной войны многое изменилось: мы враз стали оккупантами! И – ошибки, ошибки… одна за другой. Мы опоздали сделать то, что раньше легко могло бы удаться – достичь мира. Упустили время, разменяли его на внутренние партийные склоки. И сейчас, не знаю, если не случится чудо, нам придется нелегко. Мы должны, перестать размахивать руками и обдумать, как дальше жить с арабами – это главная задача. У нас историческое право на эту землю, а арабы тут живут сегодня. С обеих сторон экстремисты. Нельзя им поддаваться. Правительство, Кнессет должны отрешиться от мелочевки и весь свой потенциал направить на решение главной задачи. Ситуация в мире опасна. Новый малый Гитлер поднимается в Иране. А мы за что тут бьемся? За водокачку. Ха! К миру ведут разные пути. Один из них – помочь палестинцам организовать мирную жизнь. Чтобы у людей не было материальной необходимости продавать своих детей в шахиды, заниматься контрабандой и торговать оружием. Пока в этом направлении ни турки, ни англичане, ни египтяне, ни другие арабы ничего не сделали, так же, как и мы. Вы думаете, это невозможно? Добровольно, да, невозможно. Нужно принуждение. Вспомните «железную стену» Жаботинского. Хотя военное принуждение все страны и народы используют до сих пор, с Израиля спрос особый. Тем более, что принуждать можно и нефизическими действиями, создавая ситуацию – политическую, экономическую - которая принуждает. Здесь первым делом, надо распустить организации, предоставляющие палестинцам так называемую гуманитарную помощь, т.е. организации, плодящие бездельников и неумех, которым, чтобы выживать, приходится воровать, стрелять и взрывать. Возможно, палестинцы от наших услуг откажутся, тогда договоримся с кем-нибудь… например, с японцами, чтоб они сотворили в Газе «экономическое чудо», Новую Газу, научили палестинцев работать. Это была бы самая правильная трата денег. Но сейчас приезжает вице-президент США и вместе с нашим правительством обсуждает не главную задачу, а - строить ли дома в Иерусалиме и других местах… Это абсурд! А последняя война в Ливане? В чем только ни обвиняли Ольмерта – не надо было начинать, не так воевать, не так защищаться, не тем кончать… И безответственная пресса хорошо постаралась раздуть этот мыльный пузырь. А я скажу, как военный: если б не эта война, наше положение было бы сейчас намного хуже. Есть такая вещь – разведка боем. Чтобы узнать противника и своевременно принять меры, нам необходимо было знать, что и как делают эти бандиты. Другие способы разведки полной картины не давали. Теперь, зная их слабости и возможности, мы реорганизовали армию. Я сказал Ольмерту: ты правильно поступил, но придется тебе взять на себя все шишки от тех, кто этого не понимает, и от тех, кто понимает, но использует удобный случай свести с тобою счеты. У нас есть партии, и эго партии – неважно, правой, левой ориентации – ставится выше государства. Это преступно! На ответственные посты назначают некомпетентных, недобросовестных, непорядочных людей. Партийные интересы заслоняют нужды населения, безопасности государства, игнорируют наше будущее…
У нас прекрасная страна. Нет другой такой на свете. Но надо научиться вести себя по-человечески с согражданами, со всеми, независимо от происхождения, возраста, религии. Я думаю, тяжелая ошибка была и в отношении алии. Приехало 1.5 миллиона из СССР. Может, четверть, овладели ивритом – врачи, инженеры, военные и другие специалисты и вошли в израильскую жизнь, а остальной народ ничего не знает и живет здесь, как жили там. Надо было каждому дать все возможности за год-полтора научиться ивриту. Не дали. Почему? Не понимали, что без языка нет народа или не хотели, чтоб был единый народ? Ведь ссылки на текущие проблемы и нехватку ресурсов не причина, а оправдание причины задним числом. Это вина правительства и партийных деятелей. Все должны уметь говорить на иврите и не забывать русский и русско-еврейскую культуру. Это ненормально, когда не дедушка внуку, а внук дедушке рассказывает, что такое еврей. Так не должно быть. Мы вечный народ, перенесли Холокост, войны. И почему-то впали в легкомыслие. Когда я серьезно спрашивал Моше Даяна о будущем, он отвечал: «ихъе беседер!». «Савланут» и «беседер» я слышал постоянно. При этих словах меня хлопали по плечу, почему-то по левому, так что вскоре оно стало ниже правого. Такие перекошенные фигуры закрыли от нас реальность. Но какой-то перелом все же должен произойти. Я выступал на заседаниях компетентной комиссии Дорнера. Люди говорили о своем личном тяжелом материальном положении. Я сказал обо всех нуждающихся: надо взять на особый учет всех, старше 78-80 лет, кто бы они ни были, их не более 500-600 тыс., и обеспечить им достойную старость – из государственного и местных бюджетов: квартиру, денежную помощь, бесплатные медикаменты... Позорно разделять стариков, равно нуждающихся в помощи, на категории – ты более достоин помощи, а ты нет. Скажем, разделяют узников концлагерей и гетто на тех, кто прибыл в Израиль до 53-го и после. Все эти градации и «хитрые» правила, закрепляющие неравенство, порождают мощный чиновничий аппарат (в том числе Клаймс Конференс), съедающий немало средств, полчища адвокатов, потребляющих значительный процент немецких компенсаций, предназначенных бывшим узникам и инвалидам, и т.д. *** В заключение хотим поблагодарить Романа Ягеля, очень занятого человека, нашедшего для нас время. Отдельное спасибо Моше Шпицбургу, пресс-атташе Союза и редактору журнала «Голос инвалидов войны», за организацию нашей встречи и советы по редактированию текста. Интервью провели Давид Таубкин и Анатолий Казарновский |
|||||||||||||||||||||||
|