Памятники жертвам Холокоста

Минск и область

 

См. комменнтарии ниже "Гамбургжцы"

Памятник в бывш. пригороде Минска "Кальвария".
Комментарий Бориса Сребника: На этом месте я должен был лежать УЖЕ 7 ноября 41г в результате ПЕРВОГО ПОГРОМА. Но благодаря моей маме, погибшей через две недели после погрома, я тогда остался жив!
Мира Вам и здоровья.

Памятники на ул. Сухой (западная часть гетто) поставлены в местах самых жестоких погромов.

 

 

 

 

Памятники у "Ямы" (архитектор Левин).

2 марта 1942 в гетто был учинен массовый погром. Людей расстреливали на месте, по всему гетто были разбросаны сотни трупов. После акции их свозили в бывший каръер, кготорый и получил название "Яма".

 

 

 

 

См. комменнтарии ниже "Гамбургжцы"

       
Лагерь смерти Тростенец. Мемориальный комплекс "История и память" Минское гетто.
Гетто и памятные места
       

Комментарии к фото:

«Гамбургжцы» (к фото первому и последнему)

Вскоре после прибытия в Минск немецкие евреи начали строить ограждение, чтобы отделиться от восточных евреев. В первое время минские евреи даже не замечали никакой разницы (в первую очередь в манерах) между своими соплеменниками и самими немцами. Возводя ограждение вокруг своего гетто, "гамбургжцы" что-то кричали и ругались почти также, как немецкие надсмотрщики на минских евреев. Они старательно убирали в своих квартирах, аккуратно укладывали вещи, дружно вскапывали небольшие кусочки земли под огороды. И каждый раз после окончания работы они переодевались в чистую - вечернюю - одежду*.

Первые отношения между "гамбургскими" и минскими евреями появились в результате внутреннего геттовского товарообмена. Наибольшим успехом у "гамбургжцев" пользовалось сало, или "шпик", как его называли в Минске. "Гамбургжцы" даже составили специальную сетку цен, например, за одни наручные часы - фунт "шпика" и буханку хлеба или фунт маргарина и две буханки. Тех "продуктов", которые "гамбургжцам" отпускали немецкие власти (300 граммов воды и 5 граммов круп на человека, без жира и соли), хватало только на водянистую похлебку. Чтобы хоть как-то бороться с голодом, люди обменивали на еду одежду, даже нижнее белье (исподнее), - все, что находило спрос. В гетто была только одна небольшая "рыночная площадь" -на Крымской улице. Обычно здесь начинался "бизнес" после того, как в гетто возвращались рабочие, многим из которых все же удавалось пронести кое-какую еду. Иногда у евреев покупали ценности даже "добрые немцы" (из охранников), оплачивая их продуктами.

В "гамбургском" гетто евреи селились землячествами, в соответствии с местом своего прежнего жительства, откуда их депортировали, старались держаться вместе.

Максимум через месяц после возникновения гетто, количество его жителей превышало 100.000 человек. Наплыв в гетто неожиданно большого количества евреев в начале 1942 г. стал результатом уничтожения айнзацкомандами всех еврейских общин в местечках вокруг Минска. Оттуда некоторым удавалось удрать - как правило, дороги вели их в Минск. Еще большее количество квалифицированных рабочих из соседних сел и местечек доставляли в столицу сами немцы. И главное: именно где-то в это же время опустевшие после частых облав дома минских евреев начали активно занимать "гамбургжцы". Минск стал центральным пунктом "доставки" евреев, депортированных из Германского рейха. На минскую железнодорожную станцию прибывали эшелоны с евреями из разных европейских стран - Германии и Франции, Польши и Чехословакии, Венгрии и Греции.
Рабочие, которые трудились на железной дороге, рассказывали об этом подпольщикам. Иногда составы, взятые под не очень строгую охрану, днями вынуждены были простаивать на промежуточных станциях. Пленные просили еду и воду, но немецкие караульные никому не давали подходить близко к эшелонам.

В уголовном деле бывшего начальника полиции безопасности и СД в Минске оберштурмбанфюрера СС Г.Хойзера (в ведении которого находился Тростенецкий лагерь смерти), фигурировал график прибытия эшелонами обреченных на смерть из разных городов стран Европы за период 8 - 28 ноября 1941 года и за время от 11 мая до 9 октября 1942 года. Станцией назначения был Минск. Часть иностранных евреев размещали в "зондергетто" Минского гетто, а некоторые эшелоны шли прямо в Тростенецкий лагерь смерти.

Таким образом, в район Минска в 1941 - 1942 годах было направлено 7 транспортов с евреями из Германии (6.428 человек), 11 транспортов из Австрии (10.476 человек) и 7 транспортов из Чехии (7.000 человек). Итак, в 25 транспортах было депортировано 23.904 человека.

В 1995 году в Гамбурге вышла книга памяти о местных евреях, ставших жертвами нацизма во время второй мировой войны. Там есть сведения о гамбургских евреях, вывезенных в район Минска в 1941 - 1942 годах. Судя по этому источнику, ряд эшелонов с гамбургскими евреями был отправлен также из Гамбурга в конце декабря 1941 года, 28.07.1942 года, из Терезиенштадта 21.07.1942 года, 21.09.1942 года, 23.09.1942 года, 29.09.1942 года. Кроме того, в книге памяти евреев Гамбурга есть сведения о их депортировании в Минск без указания эшелона и даты депортации.

По данным израильского ученого Шалома Холявского, в период с ноября 1941 года по октябрь 1942 года 35.442 еврея были депортированы из рейха и протектората в Минск. Учитывая сведения о еще шести эшелонах из книги памяти евреев Гамбурга - жертв нацизма, можно заключить, что он близок к истине.

В июле 1942 года в Минск прибыл эшелон узников из концлагеря Дахау. Вот что свидетельствовал чудом уцелевший узник Дахау и Тростенца Э.Шлейзингер: "С весны 1942 года дважды в неделю, как правило, по вторникам и пятницам, в Тростенец привозят для уничтожения граждан иностранных государств - Австрии, Польши, Чехословакии, Франции, Германии. Иногда эшелоны прибывали на ст. Минск, но гораздо чаще по специальной ветке обреченных подвозили совсем близко к Тростенцу. Обычно это бывало в 4 - 5 утра. Прибывших выгружали на площадку, забирали вещи и выдавали квитанции, чтобы предотвратить у людей тревогу за свою судьбу. Надо сказать, квитанции убеждали приговоренных к смерти в том, что их переселяют на новое место..."
Материалы Федерального архива Кобленца свидетельствуют, что из 15.002 евреев, депортированных в Беларусь из Австрии, Германии и Чехословакии в мае - октябре 1942 года, уничтожено сразу по прибытии 13.500 человек".

Памятники "дюссельдорфским" и "гамбургским" евреям были поставлены после войны родственниками погибших из Германии.


* Давид Таубкин, бывший узник Минского гетто, замечает: Они ("гамбургские" евреи) были хорошо одеты и после выгрузки из эшелона весело шли в гетто стройными колоннами, очень дисциплинированно.

 

 

Ваши комментарии
назад        на главную