«В погоне за моментами» - под таким названием на идише в издательстве "Лейвик" в Тель-Авиве вышел в свет двухтомник известного израильского писателя и журналиста Ицхака Лудена. Ицхак Луден - журналист с 56-летним стажем работы в средствах массовой информации. 38 лет он проработал в редакции газеты "Лецте найс" (Последние новости) на языке идиш. С 1971 года и по настоящее время является редактором журнала "Лебнс - фрагн» (Вопросы жизни) на языке идиш. Имеет высшее образование в области философии и истории искусства. Ицхак прекрасно рисует. Является лауреатом литературных и журналистских премий от разных идишистских организаций и фондов в Израиле, США, Мексике, и среди них премия Ицхака Мангера. Автор ряда книг и переводов. Особой популярностью пользуется его книга "Жемчужины из рая" о художниках и искусстве, написанная на языке идиш.

Предлагаем вниманию наших читателей один очерк из книги "В погоне за моментами". Он был написан Луденом, освещавшим в качестве журналиста процесс нацистского преступника Адольфа Эйхмана в 1961 году. Очерк впервые напечатан в газете «Лецте найс» («Последние новости» на идиш) 26 апреля 1961 года и переведен на русский язык Александром Вишневецким ("Новости недели" 1 октября 2009 года, вложение "Время евреев").

 

Уроки идишкайта для Эйхмана

(Из дневника еврейского журналиста, освещавшего процесс над палачом своего народа)

Ицхак Луден

…Зал суда внезапно превратился в кафедру еврейской истории. Перед свидетельской трибуной стоит профессор, и те же люди в зале, которые, несколько дней тому назад еле сдерживались, чтобы не взорваться от перевозбуждения во время обвинительной речи прокурора или, заслышав голоса Эйхмана, теперь сидели как послушные студенты. Они как бы слушали лекции о еврейской культуре, еврейских общинах, еврейской экономической деятельности, еврейских гениях, еврейском вкладе в мировую культуру.

Вместе с этими "студентами" в своей стеклянной камере сидел сам дьявол, не без интереса прислушиваясь к лекции и получая уроки идишкайта... Он слушал внимательно, приложив палец к виску. Губы его не были так сильно сжаты, как во время процесса, время от времени он даже приоткрывал рот от любопытства. Пальцы у него уже у него уже не так дрожали, и выглядел он как один из аудитории. Как будто сидел на ученической скамье, а не на скамье подсудимых... Но два охранника в форме полицейских у его стеклянной камеры напоминали публике, что идет суд- суд истории. Перед судом стояла и сама история.

"Клянусь Б-гом, что все, о чем я свидетельствую в суде - это правда, вся правда и ничего кроме правды"...

Вы когда-нибудь слышали, чтобы, приступая к изложению реферата по истории, профессор клялся Б-гом: он будет говорить правду, всю правду и ничего кроме правды? Профессор Шолем Барон, Сало Барон, рожденный в местечке Тарнов в Галиции, ныне профессор еврейской истории в Колумбийском университете, впервые в своей жизни начал лекцию клятвой. И впервые в многолетней практике он перед началом лекции должен был сообщить аудитории подробности своей биографии, перечислить академические звания, свои научные труды: родился в Торнове, учился в Вене, получил звание доктора философии в 1917 году, доктора политологии в 1922-м, доктора юриспруденции - в 1923-м, звание раввина получил в раввинском семинаре в Вене... Издал книгу в трех томах об истории еврейских общин до эпохи Великой французской революции, монографию "Современный национализм и религия". Ныне он - главный редактор "Истории еврейского народа", которая будет издана в 21 томах. Читал лекции в разных университетах по всему миру. А теперь он читает лекцию по еврейской истории... в зале суда "Народный дом" в Иерусалиме, и Адольф Эйхман - один из его слушателей.

Какой иронией кормит нас история! Еврейская история выступает в роли свидетеля в историческом судебном процессе…

Когда судят обычного убийцу, выслушивают свидетелей, которые знали жертву. Профессор Соло Барон тоже описывал жертву сидящего на скамье подсудимых убийцы. В роли жертвы выступал еврейский народ и его прославленная история, которая была вырезана, сожжена, растоптана в апофеозе ее расцвета. Судьи оперируют параграфами, ученые историческими терминами, датами и статистикой. Но в академическом реферате профессора Барона оживал народ, которого уже нет. Тысячи уже не существующих еврейских общин проходили перед мысленным взором лектора и аудитории - с их тысячелетним прошлым, с их общественной, экономической, религиозной, культурной, филантропической деятельностью. Еврейские кассы помощи и милосердия, библиотеки, газеты, поселения, хедеры, светские школы, школы культуры, партии, молодежные организации, банки, раввины, писатели, художники, ученые…

В лекции как бы оживала еврейская жизнь в Польше, Литве и Латвии в эпоху их расцвета между двумя мировыми войнами; как бы восстанавливалась стройная система воспитания польского еврейства: тысячи хедеров, 18000 парней в ешивах, 10 тысяч детей в 86 светских школах на идиш, сорок две тысячи детей в школах культуры и гимназиях; 88 % еврейских детей в Литве воспитывались в школах с обучением на идиш; 85% в Латвии... Литература на идиш и иврите... Перец, Шолем - Алейхем, Райзен, Шолем Аш, Бялик, Черняховский... Культурная еврейская деятельность во Франции, Румынии, Голландии... Еврейская пресса... 30 ежедневных еврейских газет только в Польше! 138 периодических изданий, 854 еврейских пресс-пунктов в Европе! Еврейский ежемесячный научный журнал, издаваемый в Германии около 90 лет, около 70 лет во Франции...

Сколько дивных сокровищ мысли переходили от поколения к поколению - до поколения Катастрофы, когда немецкая нацистская бестия наложила свою брутальную руку не только на еврейские тела, но и на еврейский дух.

А сколько дал еврейский народ нееврейскому миру, и, прежде всего - немецкому народу! В зале слышатся имена таких "немецких" писателей, как Вассерман, Фейхтвангер, Гейне, Верфель, Брод...Польские писатели Юлиан Тувим, Антоний Слонимский... Французский Марсель Пруст... И признанные гении человечества Альберт Эйнштейн, Зигмунд Фрейд, Бергсон, Биркгейм… И еще, и еще - кто сможет их всех перечислить, эти тысячи людей, которые вышли из еврейского народа и отдали свою гениальность в наследство нееврейскому миру, который равнодушно взирал на Катастрофу народа Израиля...

Профессор в своем большом свидетельском реферате не забыл процитировать даже Ленина. В 1903 году Ленин в газете "Искра" назвал политику "Бунда" реакционной, считая, что она касается национальной еврейской жизни, утверждая, что это "философия гетто". Но, в 1917 году он изменил свое отношение, и богатая культурная еврейская жизнь расцвела в Советском Союзе в двадцатые годы.

И это все - благодаря необычной ментальности еврейского народа, благодаря его наследию и моральным установкам, которым он всегда следовал, даже в самые тяжелых условиях продолжая развивать свое духовное начало. На эту-то духовную жизнь еврейского народа и нацелилось нацистское животное.

"Во все времена были садисты всех мастей. Были нападения на синагоги и на кладбища, и в этой области немцы всегда были первыми"- объяснил профессор Барон.

Именно немцы ввели организационный экстремизм, первыми дали антисемитизму биологическое толкование, построив его на основе первобытного расизма.

И вот сидит он, притеснитель, враг, и прислушивается к лекции о еврейской истории по разделу «идишкайт». Может он вспоминает и сравнивает ее с лекциями, которые когда-то слушал у берлинского раввина, когда готовился прочувствовать свои задачи перед тысячелетним рейхом.

По выражению его лица трудно понять, какие выводы он делает из услышанного. Трудно определить, подозревает ли он, какой счет будет ему предъявлен, и какова будет расплата. Этот счет он должен будет оплатить и от себя лично, и от имени своих единомышленников, которые вместе с ним, под его руководством уничтожили эти сокровища еврейского духа.

И вот печальный итог, который подводит профессор истории: что же осталось после Катастрофы? Сам Холокост ему не надо описывать - потеряны шесть миллионов... В городке Тарнове, где родился профессор, после войны из 20 тысяч евреев он обнаружил только два десятка (и то не все тарновские).

В этот момент поднялся ученый защитник Эйхмана, доктор Сервациус, чтобы завести философский спор с еврейским историком о корнях антисемитизма, о Гегеле и Штейнберге, о влиянии индивидуума на ход истории. Он излагает свою версию - мол хотели уничтожить народ, но этому делу помешали, и возникло цветущее еврейское государство...

Были упомянуты и «Протоколы сионских мудрецов», и другие темные главы из истории ненависти к евреям. Но все, все самое страшное из этих темных глав, оказывается потускневшим и несопоставимым с ужасающим итогом, представленным профессором Бароном: более шести миллионов людских потерь. А на самом деле еще большим. Ведь если бы не Катастрофа, то наш народ сегодня насчитывал бы более 20 миллионов душ…

"Эйхману удалось устранить евреев в Австрии. Он провел образцовую работу в генерал-губернаторстве Чехословакии. Провел «еврейские акции» с необходимой твердостью. Благодаря его деятельности он обеспечил безопасность немецкому рейху" - так говорится в одной из рекомендаций к повышению воинского звания оберштурмбан-убийцы Адольфа Эйхмана, да будет стерто из памяти людской его имя!

Повышение в ранге он определенно получит...


Желающие приобрести двухтомник «В погоне за мгновениями» на идише могут обратиться по телефону/факсу 03-5714010 или по email: luden@netvision.net.il

Поделитесь своими впечатлениями и размышлениями, вызванными этой публикацией.


назад

на главную