Жизнь евреев Европы в средние века*

Александр Вишневецкий**

 

"Сегодня мы должны сказать, хотя нам невыносимо это слышать, что у Аушвица есть христианская предыстория. Мы не можем после Аушвица не думать о том, что евреи умирали не только от ядовитых газов в его камерах, но также из-за антисемитского ядовитого облака, которому уже сотни лет".

Иоханнес Рау, экс-президент Германии

 

История европейских евреев начинается с Римской империи, когда изгнанные со своей земли евреи предстали в Европе как рабы, наемники, крестьяне и коммерсанты и расселились постепенно по всей Центральной и Западной Европе. Таким образом, возникали еврейские поселения, которые распространялись в Европе с запада на восток, а также с юга на север. Евреи селились вдоль торговых путей по рекам Дунай, Эльба, Рейн. Первые документальные доказательства свидетельствуют об их нахождении уже в римское время в немецкоязычном регионе на Рейне в 321 году. В то время по своим профессиональным занятиям евреи ничем не отличались от их нового окружения, различия были только в религиозном плане. В пределах Римской империи евреи располагали гарантированным правовым статусом, могли соблюдать свою религию и их общины были автономны.

Принятие Римом христианства, как государственной религии, привело к нарастающему с годами ограничению их прав и ухудшению положения в обществе. Начинается преследование прозелитов (людей перешедших в еврейскую веру), чинятся препятствия строительству синагог, ограничиваются экономические возможности евреев, начинаются запреты на занятие ими должностей на гражданской и воинской службе. Запрет иметь христианских рабов приводит евреев к отказу от занятий сельским хозяйством, невозможном в то время без использования труда рабов. Сфера занятий евреев начинает основываться на противоречиях требований христианской церкви и экономических интересов светских властителей того времени, в первую очередь на торговле и финансовых операциях.

Такая ситуация складывается уже в 4-5 столетиях нашей эры. Благодаря торговле, как локальной, так и международной, евреи имели высокую репутацию в широких слоях местного населения, т.к. были носителями новых знаний и занимали важное место как культурные посредники. Спектр еврейской деятельности был широк и простирался от обработки кож до медицины. Евреев можно было обнаружить почти во всех профессиональных отраслях городов. Наряду с функцией денежного ссудодателя и менялы еврейское городское население выступало в качестве ремесленников, розничных и оптовых торговцев. Также многие медики были лицами еврейского происхождения. Местное население могло извлекать пользу из их разнообразного опыта. Городские властители также были заинтересованы присутствием евреев в городах. Они извлекали пользу из торговли и денежных операций и также надеялись на оживление городских рынков. Еврейские торговцы установили, что городская жизнь благоприятствовала их экономической деятельности и селились в городах, они получали привилегии в гарантии свободной торговли, а также освобождение от уплаты таможенных пошлин. Евреи были составной частью каждого большего городского поселения в средневековье. В пределах городских стен или резиденции епископа еврейские коммерсанты находились под защитой властей. Защитный долг властителя по отношению к еврейскому меньшинству был связан с его интересами. Со временем городская среда для евреев приобретала типичную форму существования. Евреи подчинялись в средние века определенным правовым нормам, которыми их законное положение регулировалось в христианском окружающем мире. За еврейской общиной признавался собственный суд, евреям давалась возможность жить согласно их религиозным инструкциям и традициям. Принудительные крестины еврейских детей были запрещены. Поскольку существование еврейской общины способствовало экономическому процветанию города, то значительные ограничения статуса еврейского населения, их экономической жизни, выделение их из общества в то время было еще невыгодно властям. Поэтому их статус коммерсантов, землевладельцев и землепользователей, врачей, судьей, таможенников, ремесленников в те времена сохранялся. Поселение евреев в городах вдоль Рейна, Одера и Дуная поощрялось, им гарантировалась императорская защита и привилегии. За выделяемые им места для поселения, за соблюдение их прав и защиту евреи платили значительные суммы денег. Взамен они получали также право на обмен иностранной валюты и торговлю товарами, им выделялись места для кладбищ и право оружейной защиты (ношения оружия), продажа христианам некошерного мяса, наем христианских кормилиц. Также они имели право на предоставление денежных ссуд под проценты.

Но, роль церкви растет, она начинает прибегать к насильственному крещению евреев и их изгнанию в 6 и 7 столетии нашей эры в Бургасе, Клермонте, Марселе. Проводится ряд церковных встреч, где принимаются антисемитские решения, которые затем переходят в светское законодательство, как например, запрет браков между евреями и христианами, запрет совместного приема трапез. Продолжалось вытеснение евреев с общественных позиций, где они могли оказать влияние на административную или юридическую систему христианства, в силу своей образованности и материального положения. На проходящем в 581 году соборе были введены дополнительные дискриминационные положения, запрещающие евреям вход в монастыри, отсутствие права сидеть в присутствии священника, запрет на облагаемую пошлину, запрет решать споры христиан. Все эти ограничения имели далеко идущие последствия. Евреи становились объектом преследования, принудительного крещения и изгнания, их вытесняли из многих профессий. Это приводило к тому, что все больше евреев переключались в своей экономической деятельности к тем сферам, которыми успешно занимались некоторые их единоверцы с давних пор, и в которых конкуренция христиан была незначительной. Такой сферой была торговля, и в первую очередь, международная торговля. В империи Карла Великого (768—814 годы, с 771 года король объединенного королевства франков) и х роль в международной торговле была очень важна для экономического развития. Ведь христианское население тогдашней империи занималось, в основном, сельским хозяйством. Евреи располагали знаниями о потребностях в товарах на рынке, рассредоточенность их общин по всему известному тогда миру также способствовала успеху их торговли. Евреи перемещались как по суше, так и по морю, они доставляли с Востока рабов, шелк, пушнину, мечи. Их торговые пути шли по побережью Средиземного моря к Египту, затем к Мекке и дальше до Индии и Китая. Оттуда они привозили мускат, алоэ, камфору. Они возвращались и морем, заходя в Константинополь, и там продавали товары. Достигали они и Северной Африки, посещали Дамаск и Багдад и Персию. Через Германию они попадали на земли славян, затем в страну хазар по Волге, переправлялись через Каспийское море, затем через Центральную Азию добирались до Китая. От Испании до Китая, таков был диапазон их международных поездок. Естественно, что помимо иврита, общего для всех евреев тогдашнего торгового мира языка, для успешной торговли они должны были знать испанский, арабский, персидский и славянские языки.

В королевстве франков, основанном на натуральном хозяйстве, евреи удовлетворяли в первую очередь потребности императорского двора, его окружения и дворянства, в первую очередь предметами роскоши – ценные вещи, благородные металлы, лекарства. Исходя из архаичности сельского хозяйства, требовалось значительное количество рабов в качестве работников на государственных землях, их привозили из двух центров работорговли, из Праги и Магдебурга. В эти центры привозили также товары из славянских земель и из Византии. Отсюда рабы и товары доставлялись вплоть до Испании. Благодаря торговой деятельности евреи пользовались уважением в царском дворе. Тогдашние императоры охотно предоставляли евреям жилье в своих резиденциях. Евреи были не только коммерсантами, но при дворах были и еврейские ученые. Карл Великий использовал их также на дипломатической работе. Так, Исаак Митглид был дипломатическим представителем с резиденцией в Багдаде у халифа Харун ар - Рашида (Гарун аль -Рашида) правителя Абассидского халифата в 786-809 годах.

Хотя церковь боролась против наличия у евреев прав, но экономика требовала развития торговли и тем самым способствовала защите еврейских свобод. Такая ситуация сохранялась вплоть до 11 века и не случайно, что понятия «торговый агент» (коммерсант) и «еврей» считались в то время равнозначными, что является свидетельством того положения, которое занимали еврейские торговцы в те времена.

Гибель еврейских общин Европы во время крестовых походов, продолжавшихся с перерывами с 1098 года по 1291 год, была связана с той постоянной пропагандой, которую вела христианская церковная власть среди масс против евреев. Когда папа Урбан II призывал в 1095 году на соборе Клермонта к борьбе против врагов христиан, дошло до страшных преследований евреев сначала во Франции, а затем и в Германии. Повсеместно рейнские общины евреев были уничтожены. Доходило до принудительного крещения и изгнаний еврейского населения. Многочисленные кризисные явления в феодальной экономике католическая церковь использовала, чтобы разжечь ненависть к евреям и усилить свое влияние. Сказались также противоречия и конкуренция между христианами и евреями на хозяйственной и экономической почве , незнание чужой культуры. В течение столетий формировался слой местных городских ремесленников, которые видели экономических соперников в евре ях . Гибель еврейских общин под ударами крестоносцев, городской и сельской черни привела к долгосрочным изменениям в положении еврейского населения в 12 столетии. Вместо евреев все торговые функции за период крестовых походов полностью перешли к христианским коммерсантам.

Проложенные крестовыми походами пути на Восток ведут к подъему местной городской буржуазии. В то же время еврейским коммерсантам еще до крестовых походов в конце 10 века в Венеции было запрещено плавать на кораблях, отправляющихся на Восток, то же самое имело место и в Константинополе. Морская торговля лежавшая раньше в еврейских и арабских руках переходит к христианам. Когда Киевская Русь приняла христианство в 988 году, то и здесь перестали допускать евреев. Крестовые походы только усилили эти тенденции. Из-за прекращения функционирования еврейских ремесленников, торговцев, их начинают заменять христианские братства ремесленников и торговцев, возникают цеха и гильдии. Причем все эти новые объединения носят сильные религиозные черты. Чтобы выжить в таких условиях, возрастающих опасностей и угроз, и избежать полного ограбления евреи прибегают к превращению их собственности в деньги и благородные металлы, которые легко спрятать и унести. Отсюда, усиление роли денег, переход к денежной торговле, появление ростовщичества. Денежная торговля не требует от кредиторов дальних поездок, они могут оформить сделки даже дома. Понятие «еврей» теперь начинает становиться созвучным слову «ростовщик». За еврейскими торговцами сохраняется также торговля скотом, зерном и вином. Ко второму крестовому походу ( 1147-1149 годы ) изменяется отношение крестоносцев к евреям. Хотя убийства, грабежи, насильственное крещение, повсеместно прошедшие при первом крестовом походе, все еще имеет место, однако масштабы здесь намного слабее. Теперь христианские идеологи призывают именем Б - га не уничтожать евреев, а сохранить им жизнь в мучениях и позоре, что хуже смерти, как считают христианские проповедники. Что касается имущества евреев то, по их мнению, оно нажито незаконно и должно изыматься. Когда идет война с неверными из любви к Христу, не надо сохранять у евреев накопленные ими сокровища. Папа Евгений 3 освобождал каждого крестоносца от процентных выплат долгов евреям. Но были и более радикальные действия, и призывы к убийству евреев со стороны некоторых монахов. К этому времени к середине 12 столетия позиции католической церкви окрепли настолько, что отпала необходимость в популизме, исходной пропаганде церкви с призывами уничтожения евреев. Теперь, обвиняя евреев в распятии Христа, церковь утверждала , что их вина выразилась в наказании Б - жьем рассеянием евреев по миру. Существование евреев находится под постоянной угрозой, они нелюбимое меньшинство среди избранного Богом христианского большинства. Это свидетельствует, что христианство тем самым поддержано Б-гом, и еврейское жалкое существование возможно, но в виде рабов и слуг. На папском соборе 1215 года евреев осудили за взимание слишком высокой процентной ставки с долгов христиан, и потребовали выплаты возмещения. Христиан призывали не иметь никаких дел с евреями. Также на этом соборе вводилась для евреев особенная форма одежды. Еврейское население не во всех городах жило в отдельных гетто, и поэтому должно были выделяться от христиан одеждой. В ее составе был колпак и желтый кусок материи, пришитый к одежде. В дальнейшем они подчинялись ограничениям в отношении домашнего строительства и приобретения земельного участка в городах. Теперь они должны были окружать свой жилой квартал стеной. В некоторых городах богатые евреи вынуждено переселялись в более плохие кварталы. Вводилось также требование не допускать их к работе на общественные должности. Затем папа Грегор 9 собрал все декреты церкви против евреев и издал их в виде церковного права, что привело к их полному установлению на государственном уровне. Против евреев был направлен весь уклад христианской жизни и настроения от князей и эпископов до ремесленников и крестьян, как к ненавистным ростовщикам. Все это имело место благодаря повсеместной агитации церкви, клеймившей евреев как убийц Б-га, и стимулировало их вечное угнетение. Их не только изолировали от христиан, они стали злыми духами в сознании христианского населения, преступление против Бога означало в умах этих людей их способность на любые преступления, вплоть до ритуальных убийств. Только при третьем крестовом походе 1189-90 годов соответствующими мерами Фридриха I Барбароссы и епископов убийства и погромы евреев были предотвращены.

Уже во время первого крестового похода тема убийства евреями христианских детей для ритуальных целей, и умышленного отравления колодцев и водоемов появляется в Германии. Такие обвинения были быстро приняты суеверным населением и были часто причиной нападений на еврейские общины. Такое обвинение было выдвинуто против евреев в Фулде в 1235 году, когда на мельнице в отсутствие родителей сгорели 5 детей. Евреи тут же были обвинены в ритуальном использовании крови этих детей. В связи с этим 32 еврея подверглись пыткам и были убиты. Это был первый случай практического обвинения в ритуальном убийстве, имевшем широкий резонанс, и он дал повод для создания комиссии по исследованию этого факта. Комиссия пришла к выводу, что законом Моисея и Талмудом евреям строго запрещено использовать какую-либо кровь, тем более человеческую.

Предписания того времени предусматривали защиту евреев светской центральной властью, что выделяло их в особый слой населения для которого устанавливались привилегии. Это делало евреев зависимыми. Они не были крепостными, но находились в подчинении императора, были, как – бы, его слугами, т.е. они свободно не располагали собой и были подчинены воле императора, под эту волю можно было подвести все, что ущемляло их права – право на общественную работу, на ношение оружия. Доходы от платежей евреев становились собственностью императорской казны. Их экономический потенциал присвоило себе государство. В 13 веке евреи давали 13% доходов империи и 20% имперского налога городов. В 14 веке дошло до отчетливого ограничения в отношении сфер деятельности еврейского населения. Причина этих изменений лежала в возникновении организованной деятельности торговых агентов и сословия ремесленников, - цехов и гильдий, к которым еврейское население не имело никакого доступа. Таким образом, производство еврейских ремесленников ограничивалось только собственной потребностью еврейского населения. Городская знать принимала постепенно на себя торговлю товарами и в ее интересах лежало исключать еврейскую конкуренцию. Изгнанием из многих профессиональных отраслей экономическая деятельность евреев ограничивалась почти исключительно кредитованием.

Императоры и короли получили возможность продавать, закладывать или передавать евреев их князям, эпископам и городам. Это еще более усугубило положение евреев, что привело к росту процентов на ростовщичество. Хотя ссудодателями на то время были и церкви, и монастыри, дома католических орденов и их денежные процентные ставки были не ниже, чем у евреев, а иногда и выше, но основная неприязнь ложилась на евреев. Это было связано с тем, что ремесленники и крестьяне, которые нуждались в кредитах, могли получить их только у евреев, а ростовщичество императоров, князей, эпископов, городов оставалось для них скрытым. Папа Иннокентий 3 признавал, что число христианских ростовщиков столь велико, что их отлучение от церкви могло бы привести к закрытию церквей. Благодаря таким действиям евреи превращались в преступников в глазах фанатичных, религиозно настроенных людей, которым можно было приписать любые, самые чудовищные преступления. Противоречия внутри самого христианского мира – начало общественных движений в городах, дискуссии между цехами ремесленников и беднотой, нестабильность самих империй отступали как - бы на задний план по сравнению с ситуацией вокруг евреев. К концу 13 столетия, когда евреи пытались покинуть Германию, последовал запрет короля Рудольфа 1. В это время было совершено множество кровавых преступлений против евреев, погибли целые общины в Нюренберге, Вюрцбурге и других городах. Причины этих преступлений были связаны как с жаждой наживы, так и со стремлением уничтожить долговые обязательства. С конца 13 столетия доходило до повторных обвинений в ритуальных убийствах, умышленном отравлении колодцев и водоемов, которые находили свое отражение в насилии против евреев. Преследования локального типа поднялись до государственного уровня. Особенно это сказалось в годы распространения по Европе эпидемии чумы в середине 14 столетия. Погромы и гибель евреев приводили к переприсвоению еврейских капиталов христианскими королями, императорами и их высокопоставленным окружением. Христиане освобождались от какой-либо ответственности в случае смерти евреев. Статус евреев все более понижался, резко ослабло их торговое влияние в экономике. Такая ситуация сохраняется до середины 14 века, а затем из-за эпидемии чумы евреи изгоняются из Центральной Европы, в первую очередь из Германии. Повсеместно позиции евреев заняли христиане, и необходимость в евреях отпала. Отсюда начало исхода евреев в Польшу.


* При написании данной статьи автор использовал материалы на немецком языке, представленные в Интернете университетами Германии, в частности, работы Михаила Роста и Сильвии Гаслингер.

** Опубликовано 2 октября 2007 года в газете "Новости Недели", приложение "Еврейский Камертон"

Поделитесь своими впечатлениями и размышлениями, вызванными этой публикацией.


назад

на главную