Евреи и немцы*

Яаков Бен–Ханан

Примечание переводчика с немецкого и публикатора Александра Вишневецкого:

Яаков Бен Ханан, профессор еврейской истории и культуры в университете Касселя, посвятил теме взаимоотношений евреев и немцев книгу "Евреи и немцы. Долгий путь к Освенциму", Кассель, 1993 год". Этой же теме посвящено его исследование «Евреи и немцы. Немецкие традиции антисемитского мышления» на немецком языке в Интернете. Бен - Ханан стремился в своей работе вскрыть причины вражды к евреям в Германии на основе анализа исторического развития. Ниже приводится сокращенный перевод с немецкого этой содержательной работы.

 

Хотя вражда к евреям имеет тысячелетнюю историю, но та ее форма, которая появилась в 1871 году под названием «антисемитизм» в немецкой империи привела в дальнейшем к страшному геноциду еврейского народа. В 1879 году в Берне выходит книга журналиста Вильгельма Марра «Победа иудаизма над германизмом». С выходом этой антисемитской книги после мирового экономического кризиса 1873 года новое понятие «антисемитизм» получило широкое распространение. Введение понятия «антисемитизм» означало, что к обычной вражде к евреям примешалось нечто новое. Этим новым было стремление обосновать и доказать, что евреи носители зла в мире и только их устранение может исправить мир. Понятие «антисемитизм» вышло далеко за рамки традиционной вражды к евреям. Здесь проявился максимальный радикализм в виде вражды к евреям. Даже сейчас более чем через 60 лет после освобождения от фашистских лагерей смерти, где уничтожали евреев, опросы в Германии свидетельствуют, что каждый четвертый немец не хотел бы иметь в соседях евреев. Вспомним, что еще в 1879 году Генрих фон Трайчке, историк из Берлинского университета и политический деятель, не только оправдывал антисемитские кампании в Германии, он приобщал к теме антисемитизма ученые круги. Им сформулировано одно из наиболее значимых положений антисемитов: «евреи - это наша беда!». Уже в то время такое мнение разделяли множество немцев. Трайчке утверждал, что евреи чужеродный элемент, занявший слишком много места в жизни немецкого народа.

Нужно отметить, что в 19 столетии между 1819 и революционным 1948 годом имели место многочисленные акты насилия против евреев. В 1819 году произошел ряд антисемитских бунтов в Германии, которые распространялись также по нескольким соседним странам (Дания, Польша, Латвия и Богемия). Они известны под названием " Hep! Hep! ( HEP- «Hierosolymos Est Perdita» - "Иерусалим потерян", это высказывание сначала использовалось в средневековых бунтах, связанных с крестовыми походами, примечание переводчика статьи). Бунты 19 столетия были связаны с европейским аграрным кризисом 1816-1817 годов. Бунты за этот период до 1848 года имели место в Вюрцбурге, Мюнхене, Гамбурге, Ханау, Вроцлаве, Маннгейме, Карлсруэ, Райхенхалле, Бухау, Берлине. А в 1848 году они охватили 130 городов по всей Европе. Имели место грабежи, истязания евреев, ограбления синагог. К счастью, погибших среди евреев не было. Первые антисемиты имели прекрасную возможность почерпнуть из прошлого опыт вражды к евреям, ведь от 1848 года до возникновения антисемитизма прошло всего 30 лет, и живы были многие из этих погромщиков.

Желание валить вину за все беды на евреев и мнение о необходимости удалить евреев из немецкой жизни и общества складывалось задолго до появления философии антисемитизма. Такую идею выдвигал, в частности, берлинский адвокат Карл Гратенауер еще в 1791 году. В то время предлагалось различными мерами воспитания «улучшить» евреев. Но такие, как Гратенауер были убеждены, что сделать это невозможно, что злые качества евреев вложены в них биологически, в генах, как сказали бы сегодня. По его мнению, евреи – это особая раса, в которую Б - г вложил качества и наследные признаки зла и тайных болезней. Так что антисемитизм имел возможность использовать идеи 100-летней давности от начала 19 столетия. В 1816 году профессор философии из Йены Фридрих Фриз, одна из ключевых фигур студенческого объединения, писал о страшной деморализующей силе евреев в их влиянии и необходимости искоренить из-за их опасности для общества. Еврейство он называл болезнью народа. Под его руководством в Вартсбурге были сожжены немецкими студенческими группами в 1817 году книги, имеющие отношение к евреям. Так что идеи из программы антисемитизма сложились заранее в немецком народе во всех слоях населения, от простых людей до интеллигенции.

Естественно, напрашивается вопрос о происхождении этой вражды и причинах ее всеобъемлющего охвата населения Германии. В первую очередь такая вражда к евреям исторически связана с христианством. Правда, и в дохристианском мире имели место проявления вражды к евреям, критика их жизненных устоев и религии. В дохристианском Риме и в египетском античном центре Александрии имели место конфликты на этой почве, но они носили ограниченный характер, и не основались на идеологии и принципах. В главном очаге цивилизации того времени вокруг Средиземного моря евреи и неевреи тогда вполне уживались. Появление христианства сразу же привело к обострению этих отношений, евреи согласно христианского учения объявлялись врагами Б - га, убийцами Христа и врагами людей, что нашло отражение уже в словах апостола Павла. Для людей того времени это звучало убедительно. Ведь христианство определяло с раннего средневековья всю частную, общественную, культурную и политическую жизнь европейских народов. Нехристиане автоматически исключались из общества, в лучшем случае их рассматривали как иностранцев, в худшем случае, как врагов. Церковные проповеди, воспитание детей, изобразительное искусство, театральные постановки все было направлено на создание негативного образа евреев. Столетиями велась такая целенаправленная пропаганда, и она стала постепенно составной частью мышления всех европейцев. Но идеология приобретает материальную силу, когда она овладевает массами (вспомним известное высказывание Маркса!). Такое происходило тогда, когда массы начали испытывать на себе разные удары судьбы. Уже в раннем христианском Риме вражда к евреям была усилиями христианства переведена в государственное законодательство. При царе Константине связи между евреями и неевреями законодательно были сведены к минимуму, что способствовало распространению предубеждений против них; были введены профессиональные ограничения, приведшие к вытеснению евреев из занятий сельским хозяйством и к постепенному сужению их занятости во многих сферах жизни. Христианская церковь добивалась устранения нехристианских конкурентов и внедрения в христианскую среду представления о евреях, как о враждебной и опасной силе.

На то, чтобы победить в пропаганде против евреев средневековой церкви понадобилось примерно 5 веков. Причем, основное сопротивление церкви оказывала светская власть, сначала франкские, а потом немецкие короли, которые были почти все римскими императорами, начиная с Карла Великого. Их отношение к евреям также не основывалось на симпатиях, ведь они были христианами. Но их интересы вынуждали считаться с евреями. Дело в том, что в этих местах евреи жили до переселения германских племен в Европу. Они жили здесь со времен Рима, хорошо здесь адаптировались и пользовались уважением. Евреи всегда отличались грамотностью, дети у них учились читать и писать, их культурный уровень был высоким. Благодаря широко разветвленной сети связей со своими единоверцами по всему известному тогда миру евреи могли эффективно заниматься торговлей. Их караваны достигали земель, о которых в Европе того времени даже не ведали. Оттуда они привозили товары, в которых нуждались правители для двора и развития экономики. Дипломатия, культурный прогресс, укрепление власти – везде не обходилось без привлечения евреев. Такая потребность гарантировала евреям защиту, давала им права, которые не предоставлялись иностранцам, гарантировала им также надежное существование вопреки проискам церкви. Тем не менее, статус евреев всегда оставался таким, что они рассматривались только как иностранцы, имеющие определенные привилегии от правителей. Это в свою очередь открывало для власти возможности эксплуатации евреев. Евреи обкладывались максимальными налогами по сравнению с местным населением, и каждая привилегия ими покупалась. В более позднем средневековье они были объявлены собственностью императора, которой он мог распоряжаться по своему усмотрению. И хотя по-прежнему им гарантировалась защита, но их статус в глазах немецкого окружения резко понизился.

Положение евреев ухудшалось со временем в Германии, что было обусловлено укреплением церковной власти на фоне ослабления власти немецких правителей. К тому же роль евреев и влияние на общественную и экономическую жизнь также снижались. Дошло до того, что немецкий король Карл 4, который правил в 1347-1378 годах продал права на евреев жителям Франкфурта и Нюрнберга, т.к. нуждался в деньгах. При этом Карл знал, что в этих городах намерены изгнать евреев и даже убить, чтобы избавиться от надоедливых еврейских кредиторов. В Англии и Франции в конце 13 – начале 14 века евреи были полностью изгнаны, благодаря вмешательству церкви. Торговля и коммерческая деятельность, в том числе и международная, постепенно также переходила в руки христиан. Ремесленники-христиане, как и торговцы, создавали цеха и гильдии, организованные на христианской основе и тем самым вытесняли из этой сферы евреев. Поле деятельности евреев ограничивалось только теми профессиями, которые были не престижны или запрещены у христиан, например, выдача денежных ссуд под проценты. Однако те, кто влезали в долги, получив деньги у еврейских ростовщиков, потом их ненавидели, получая к тому же моральную поддержку церкви в ее проповедях. Так идеи ненависти к евреям постепенно внедрялись в сознание масс. Церковное влияние переносились и на государственные законы, которые ужесточались со временем. Они касались и специфических знаков в одежде еврея, деловых отношений евреев и христиан, поселений в обособленных кварталах городов, т.н. «юденгассен» (еврейские улицы)- эти законы были установлены собором 1215 года. В 15 столетии устанавливается правило, согласно которому города или дворяне, влезшие в большие долги евреям, получали возможность прогнать их из города. Еврей становился в глазах окружающего мира не только ростовщиком, но и личностью бесприютной и кочующей, хотя на самом деле евреи стремились к оседлой жизни, а их перемещения были следствиями гонений и преследований. Крайне негативную роль в положении евреев создавали кочующие нищие монахи. Они распространяли наветы о ритуальных убийствах евреями христианских детей, обвиняли их в распространении чумы, отравлениях колодцев. Эти наветы стоили жизни многих тысяч евреев и гибели целых общин. Вера в Б - га и установки церкви позволяли немцам не задумываться над истинными виновниками бед, будь то экономические проблемы, стихийные бедствия, болезни, а во всем видеть происки евреев. В 14 и 15 веках в различных местностях Германии вспыхивали бунты и выступления против евреев с десятками тысяч убитых и еще большим количеством изгнанных с насиженных мест. К завершению средневековья в Германии евреи были изгнаны практически из всех городов и проживали в сельской местности в тяжелейших условиях. Из занятий у них оставалась только мелкая торговля и попрошайничество. Видя нищету евреев, их торговлю вразнос, их воспринимали как социально бесправных, внешне противных нищих. Те же из евреев, которые смогли вырваться из нищеты и занять высокие позиции в обществе, воспринимались еще хуже, вместо немецких властителей их рассматривали как грабивших немецкий народ. Позднее к 18 столетию устанавливался регламент на места жительства евреев, число их детей и право на работу согласно привилегиям, которые получали не все.

Предубеждения против евреев передавались из поколения в поколение и отразились в немецком фольклоре и письменном творчестве. В 1477 году Петер Шварц, профессор и проповедник из Ингольштадта, высказывался о евреях как о народе, злом и коварном, жадном и бесстыдном. В словаре братьев Гримм 1852 года слово «юде» (еврей) истолковано как нечистоплотный, ищущий выгоду человек, и даны следующие характерные высказывания о них: грязный, как старый еврей; плохо пахнет, как еврей; имеет вкус еврея; обманывает как еврей и т.д. Такая цепь предубеждений тянется по времени, и естественно она откладывалась в немецком сознании. 19 столетие, время больших изменений, дававшее европейским евреям надежду на нормальную гражданскую жизнь и права. 28 сентября 1791 года национальное собрание Франции установило равноправие евреев с жителями этой страны. Это сказалось и на отношении к евреям в Германии. Согласно реформам евреи получили право в Германии в выборе места жительства, профессии, в праве на семейную жизнь без ограничений, освобождение от специальных налогов, право на образование в общественных школах и университетах. Это привело к тому, что за период с 1800 года по 1848 год в Пруссии число благополучных в материальном отношении евреев поднялось с 1-2% до 30%, хотя около 40% евреев все еще жили за чертой бедности. К концу 19 столетия за чертой бедности находилось около 5% еврейского населения, т.е. подавляющая часть евреев перешла на уровни благосостояния немецкой буржуазии и интеллигенции. Однако такое продвижение евреев к благосостоянию будило в немецком населении от чиновников до простого народа только озлобление. Евреев начали обвинять в том, что они сосредоточили в своих руках денежную власть, что это таит угрозу в захвате ими политической власти. И это при том, что еврейское население составляло всего 1% от немецкого населения. Но «юденфраге» (еврейский вопрос) как доминанта со времен средневековья довлел как опасность, как угроза ненавистных чужаков. И то, что евреи так и не приняли христианство, и в то же время стремятся получить равные права с немцами, воспринималось немцами как кощунство. И хотя евреи получили те же права к концу 19 - началу 20 столетия, что и немцы, но сам немецкий народ это не признавал.

Еще одним изменением в Европе 19 столетия была промышленная революция, которая изменила коренным образом экономические отношения и судьбу людей. С середины 19 столетия в Германии быстро росла концентрация людей на промышленных объектах в крупных городах. В сельском хозяйстве многие крестьяне также разорились и превратились в пролетариев из-за поступления более дешевых продуктов из других стран и из-за механизации сельскохозяйственного производства. Возникают целые промышленные районы, как, например, Саар и Рур. Промышленная революция требует множества специалистов и концентрации капитала. Как и предоставление прав евреям, так и промышленная революция, дают евреям шанс к выходу из бедности. В то же время, множество немецких ремесленников и мелких производителей не смогли приспособиться к новым условиям, и их социальный статус понизился, появилось много безработных. Люди ощущают себя жертвами, не имея возможности правильно оценить и проанализировать происходящее. Ситуация чем-то напоминает средневековую во время эпидемий чумы. Видя, как положение большинства евреев меняется к лучшему, это наводит многих на мысли страха и ненависти к этим презираемым евреям, и многие воспринимают это как причину своего бедственного положения. Феномен антисемитизма конца 19 столетия был также связан в Германии с формированием немецкой нации как единого народа, которая до этого имела общий язык и культуру, но не был объединена политически. Формирующийся национализм означал отделение от других наций и ставил ряд вопросов - кто принадлежит данной нации, кто ей угрожает, кто является ее врагом. Немецкий национализм искал свое своеобразие в опоре на идеализированное средневековье, на германские ценности в виде народных преданий, песен, истории и культурных творений прошлого и в этом видел свою общую взаимосвязь. Но в этой модели немецкой нации для евреев не было места. Не случайно, что среди ранних немецких националистов были люди, ненавидящие евреев на основе преданий раннего средневековья. Многие немцы не могли согласиться с тем, что евреи уравнялись по правам с ними и чувствуют себя как немцы, используя их язык, живя в их стране и воспринимая Германию как свою родину. Особенно болезненно они реагировали на повышение социального статуса евреев, опасаясь чуждых влияний и борясь за чистоту немецкого народа. Евреи, проживая среди христианских европейских народов в течение двух тысячелетий, так и остались отчужденной нацией со своей культурой, обычаями, потребностями, а раз так то, по мнению многих немцев, они не могут иметь равные права с ними. Отсюда логично следует желание избавиться от евреев, либо как в средневековье эшафотом, костром и изгнанием, либо медленным растворением в немецкой среде.

Антисемитизм не внес ничего нового в то представление о евреях, которое было накоплено хаотично в течение многих столетий. Но, развивая антисемитизм – его идеологи стремились подвести под ненависть к евреям научную основу, используя открытия 19 столетия. Необходимо было «научно» обосновать вред, наносимый евреями общественной жизни в экономике, политике, культуре. Для этого привлекается даже псевдо биологическая теория о различной значимости и неравенстве разных рас. Француз, граф Гобино, в 1853 году опубликовал «Эссе о неравенстве человеческих рас». Через полвека оно стало учебным пособием по расовым теориям. Гобино определил, что есть раса господ- «арийцев». Правда, немцев он туда не причислял, т.к. германские племена смешивались с кельтами и славянами. Евгений Дюринг развил эту теорию, из которой следовало, что биологические признаки наследуются. Отсюда уже делался вывод о том, что даже крещение евреев не поможет их ассимиляции и превращению в немцев. Избавиться от евреев можно только их физическим удалением- изгнанием или уничтожением. Но, чтобы уничтожить людей надо сначала убедить общество, что евреи не люди, а паразиты. Такой шаг в рассуждениях делает Пауль де Лагард в 1827 году. Он приравнивает евреев к болезнетворным паразитам, которых не воспитывают, а уничтожают. Зять Рихарда Вагнера Хьюстон Стюарт Чемберлен в его произведении »Основы 19 века» (1899 год) писал, что уничтожение евреев – это не только мера наказания, но и мероприятие профилактики для защиты человечества от преступлений, которые евреи еще не совершили, но планируют. Антисемитизм от предшествующей вражды к евреям отличался организованным массовым движением и как организованное движение располагал современной техникой массового влияния и демагогии. Способствовал этой массовости общий экономический кризис 1873 года, приведший к крушению сотен тысяч предприятий. Он дал возможность выступлениям агитаторов - антисемитов перед тысячными аудиториями слушателей. Эта агитация использовала массовые средства информации: журналы, брошюры, листовки, охватывающие миллионы читателей. К пропаганде были привлечены ведущие немецкие газеты того времени консервативного и католического направления, а также бесчисленные региональные газеты. Предназначалась эта антисемитская пропаганда, прежде всего простым людям, ущемленным экономическим кризисом. Хотя и еврейское население в не меньшей степени страдало от кризисных явлений, но об этом естественно не сообщалось. Вместо разъяснения законов новой капиталистической экономики пресса просто валила вину на евреев. Массовые организации, которые были созданы в связи с кризисом, также взяли себе на службу антисемитизм, как например союз фермеров, основанный в 1893 году. Число членов таких организаций и сочувствующих им составило многие десятки тысяч человек. В рейхстаге того времени стали появляться политические партии правого толка с антисемитской идеологией. Так, консервативная партия включила в 1892 году антисемитизм в свою программу. Антисемиты входили в состав и других партий. В 1890 году на выборах в рейхстаг антисемитские партии получили 48 тысяч голосов, а в 1893 году эта поддержка уже составляла 163 тысячи голосов и 16 депутатов в рейхстаге. Нарастало также число членов в антисемитских союзах. Именно эти объединения и союзы составили фундамент фашистской Национал-социалистической рабочей партии Германии – НСДАП . Необходимо также помнить и о студенческих организациях и организациях немецкого молодежного движения, сплошь антисемитских. Несомненно, среди немцев в период предшествующий Холокосту антисемитизм был широко распространен. И хотя далеко не всем немцам хотелось уничтожения евреев, однако у них не было мотивов и желания противиться этому. Этого было достаточно, чтобы осуществить уничтожение евреев в фашистской Германии.


* Опубликовано 18 октября 2007 года в газете "Новости Недели", в приложении "Еврейский Камертон"

Поделитесь своими впечатлениями и размышлениями, вызванными этой публикацией.


назад

на главную