О борьбе с антисемитизмом(по мотивам сообщений информационных агентств) Анатолий Казарновский Сравните события, о которых мы получили приведенные ниже сообщения. Фрагменты сообщения и фотографии с сайта "Киев еврейский": "Ночь открытых синагог в Кракове - небывалый интерес тысяч горожан и гостей города. В ночь с 7 на 8 июня все синагоги, еврейский общинный центр (JCC) и еврейский музей Кракова радушно открыли свои двери для посетителей. О ночи открытых дверей было известно заранее, в городе на рекламных тумбах висели афиши, проспекты с программой мероприятия были розданы в отели и информационные центры для туристов. Тем не менее, мы были поражены количеством людей, решивших провести ночь в краковских синагогах"."Открытых синагог было семь, можно было начать экскурсию с любой, выбрав программу по своему вкусу. На пути мы встречали улыбчивых молодых людей с бейджиками JCC, у которых можно было уточнить маршрут и угоститься печеньем алэф-бэт. Этой ночью сотни людей с путеводными листками ходили друг другу навстречу по еврейскому кварталу. "Во время акции мы не заметили полиции, усиленной охраны объектов и проверок перед входом в синагоги. Все было организованно на полном доверии. Толпы людей настроенных благосклонно и с неизменными улыбками на лицах спокойно дожидались своей очереди возле входа в каждую синагогу. Это событие сочли важным богословы (!) из "Информационного агентства Сергиева Посада"(!): "Ночью с 7 на 8 июня 2014 года все желающие могли беспрепятственно попасть в помещение еврейского музея, еврейского общинного центра и всех синагог города Кракова. Планируемое мероприятие довольно широко рекламировалось, поэтому и собрало огромное количество людей. Началась ночь открытых дверей возле здания еврейского общинного центра, где люди послушали молитву и ознакомились с основными событиями предстоящей ночи, а также получили карты расположения всех местных синагог. Начать экскурсию гости могли с любой синагоги. В каждой синагоге гостям предлагалась познавательно-развлекательная программа. Итак, судя по времени акции, она была предназначена для молодежи. Что видно и на фото. Была профессионально проведена оргподготовка, свидетели считают, что цель акции (см. выше) достигнута. Это неординарное событие вызвало волну публикаций разных агентств в Интернете. Теперь обратимся к другому событию на ту же тему. Организация "Глобальный форум по борьбе с антисемитизмом" регулярно проводит торжественные конференции. Последняя из них, 4-я, проходила с 28 по 30 мая 2013 в Иерусалиме. Сценарий этих встреч довольно стабильный: церемония чествования почетных гостей, заслушивание докладов, в которых констатируется рост антисемитизма в мире и подтверждается необходимость усиления борьбы с ним: противодействие антисемитской пропаганде в СМИ, в том числе в Интернете, лоббирование законодательства против антисемитизма, предание широкой гласности каждого случая антисемитизма. Затем принимается план мероприятий на 2 года по борьбе и соответствующая резолюция форума. В этот раз форум сфокусировался на ситуации в Украине. (Сообщение о событии можно прочесть на сайте ВААД Украины. К сожалению, мы пока не нашли текст "Плана действий по борьбе с антисемитизмом на 2013-2014 годы", который должен был быть принят на форуме). Познакомьтесь с фоторепортажем "Киева Еврейского": Приятно смотреть на эти фото: собрались старые друзья, им есть что вспомнить, о чем поговорить... Если сравнивать эти два события, можно увидеть, что они организованы на принципиально разных подходах к пониманию антисемитизма и борьбы с ним. Судя по их действиям, участники форума принимают за антисемитизм проявления антисемитизма и борются с ними. Примерно так, как некоторые врачи и знахари "лечат" симптомы вместо больного. На каждый выпад антисемитов приходится реагировать, т.е. бороться рефлекторно: "тебя укололи - ты дернулся"; действия антисемитов надо ограничивать страхом наказания и демонстрацией сплоченности и единства еврейских общин "перед лицом". Это игра на поле оппонента, что всегда плохо. Но нужно понимать, что наше отношение к этим кругам является критическим фактором их существования. А также тех, кто их поддерживает и существует за их счет. Ничего удивительного: если существуют "профессиональные евреи", почему бы не быть "профессиональным борцам с атисемитизмом", ведь там и там речь идет ни много, ни мало - о сохранении образа жизни. В отличие от форумчан, краковская община, тоже сталкивающаяся с антисемитизмом и пострадавшая в Холокосте, сосредоточила внимание не на антисемитах, а на себе. Мне кажется, они поняли, что сегодня нужна не "борьба", а профилактика, что в ситуации "что раньше: курица или яйцо" выигрывает не тот, кто берется решать эту дурную загадку в пользу одного или другого, а тот, кто готовит для себя ужин из этих продуктов. Антисемитизм не надо искать ни "вне", ни "внутри" еврейских общин, он - на отношении к неевреям, которое придумали сами евреи. И они решили изменить это отношение: хватит "бороться", нужно открыться, показать всем непредубежденным, что мы тоже люди, что нет у нас рогов и т.д. и что мы тоже можем давать сдачи. Формы раскрытия могут быть не только "краковскими", можно и другие придумать, главное, не перекладывать ответственность за антисемитизм на дядю или гены и следовать открытости. Подход нравится мне тем, что не основывается ни на каких "вечных принципах", ни на какой априорности, а только на очевидности и здравом смысле, и заметьте, никоим образом не препятствует соблюдению наших традиций, отказа от еврейского образа жизни! И даже наоборот: мы всем раскрываем - не в докладах и текстах, которые предназначены нашим коллегам - "борцам с антисемитизмом", а на живом деле - наш образ жизни, наши ценности, никому ничего не навязывая. У меня нет резонов доказывать какой подход "лучше", "эффективнее", "соответствует тенденциям изменениий в современном мире" и прочим заморочкам. Да я и не думаю, что сегодня есть какой-то способ вычисления эффективностей и соответствий. Смысл этих двух событий и их сравнения, полагаю, может быть таков: надо развивать "краковский" подход, пробовать, рефлектировать каждый случай по гамбургскому счету, программировать и делать следующий шаг. Процесс должен быть обеспечен проектными работами, мониторингом среды и научными исследованиями. Т.е. речь должна идти не о получении сиюминутных результатов путем кавалерийского обозрения с трибун, а о постановке сложной и долгоиграющей работы в области гуманитарной инженерии (социальных преобразований), да еще в огромных масштабах: это не "борьба с антисемитизмом", это вообще не борьба, это конструктивная работа по отказу от тысячелетней привычки, мифов и заблуждений. Но это отдельный разговор, надеюсь, найдутся заинтересованные его продолжить.
|
|||||||||||||||||||||||||
назад на главную |