Реакция арабов на Газу

Хусейн Абубакр Мансур,
научный сотрудник Ближневосточного форума
и директор Программы зарождающихся
демократических голосов на Ближнем Востоке
в Фонде правды Ближнего Востока (EMET).

 

 

 

 

В Газе разразился очередной виток насилия, и глобальная реакция охватила весь спектр от мирных протестов до насилия, причем антисемитизм в Соединенном Королевстве вырос на 250 процентов. Многие деятели в западных институтах и средствах массовой информации выступили с проблематичными антиизраильскими комментариями, в то время как некоторые официальные заявления западных правительств поддерживают Израиль.

В арабском мире все обстоит иначе. Учитывая серьезные геополитические изменения, вызванные соглашениями Абраама в прошлом году, израильтяне следят за реакцией своих новых союзников в Персидском заливе. Поскольку конфликт в Газе является частью более масштабной борьбы между арабским суннитским блоком—обычно называемым "умеренным" блоком—и Иранской осью и Братьями-мусульманами, многие арабские страны оказываются между молотом и наковальней.

"Мы выражаем наши соболезнования всем жертвам недавних боевых действий", - заявил 14 мая министр иностранных дел ОАЭ шейх Абдалла бен Заид Аль Нахайян.

Из всех арабских стран реакция Объединенных Арабских Эмиратов была самой впечатляющей. На прошлой неделе министр иностранных дел ОАЭ шейх Абдалла бен Заид Аль Нахайян выразил обеспокоенность продолжающимся насилием, призвал все стороны к деэскалации и выразил соболезнования всем жертвам. Это заявление больше походило на заявление европейской страны, чем арабской, нарушая арабскую привычку выделять Израиль и выражая полную поддержку палестинскому делу. Кроме того, ОАЭ, как сообщается, предупредили ХАМАС, что его действия ставят под угрозу планы Эмиратов по развитию инфраструктуры в Газе.

Между тем, эмиратская и саудовская пресса была самой спокойной, сообщая об этом вопросе, оставляя свои первые страницы для регулярных новостей, таких как прибытие и отъезд принцев. Видные активисты эмиратских и саудовских социальных сетей были в значительной степени разделены между теми, кто хотел обвинить ХАМАС, и теми, кто хотел обвинить Израиль. Религиозные страницы и аккаунты продолжали распространять антисемитизм и прославлять палестинское дело как дело ислама.

ХАМАС является союзником иранской оси, главной угрозой безопасности для арабских государств Персидского залива.

Что, вероятно, ослабит давление на Персидский залив и Саудовскую Аравию, так это то, что ХАМАС является союзником Иранской оси, главной угрозой безопасности для жителей Персидского залива. Попытка проиранских СМИ выступить в качестве первых сторонников палестинского дела и изобразить правителей Персидского залива, которые недавно нормализовали отношения с Израилем, как предателей, позволяет средствам массовой информации стран Персидского залива комфортно противостоять такому повествованию, используя патриотическую карту.

Напротив, сектор Газа остается неприятностью и источником нежелательных неприятностей для египтян. Это особенно верно, учитывая, что Катар, Турция и "Братья—мусульмане" —главный враг Египта-объединяются за это дело. В отличие от "Операции" Защитный край "летом 2014 года, в ходе которой Египет решительно выступил против ответвления" Братьев-мусульман "от ХАМАСА, в то время как внутри страны он вел борьбу против местных "братьев-мусульман", официальные заявления Египта на этот раз возобновили обвинения Израиля и продолжили выражать поддержку тем, кто находится в Газе. Хотя это не указывает на изменение египетской политики, которая тесно сотрудничает с Израилем в вопросах безопасности и продолжает вводить жесткие ограничения на деятельность ХАМАСА, это, вероятно, сигнализирует о желании Египта восстановить спокойствие на своих границах. Египет является единственной арабской страной, граничащей с Газой, и не желает, чтобы длительная военная операция повлияла на его усилия по борьбе с терроризмом на Синае или поставила под угрозу стабильность Египта.

Однако египетские СМИ и пользователи социальных сетей остаются источником значительной волны антисемитизма и антиизраильских настроений. Многие египетские чиновники среднего и низкого уровня называли Израиль "сионистским образованием", и молитвенная проповедь в прошлую пятницу в крупнейшей мечети Египта Аль - Азхар была необычайно зажигательной, напоминая о Второй интифаде. Это, вероятно, вызывает беспокойство у египетского режима, учитывая его восьмилетнюю длительную борьбу с суннитским исламистским лагерем.

Что касается обычных подозреваемых, то "Аль-Джазира" оставалась оплотом антисемитской и антиизраильской пропаганды. Как на спутнике, так и в Интернете он служит выходом для лидеров ХАМАСА и сочувствующих, подстрекая арабскую аудиторию против Израиля и против "арабского бездействия"." Он оплакивает отсутствие крупных пропалестинских демонстраций в арабских столицах и призывает наблюдателей обвинить своих лидеров в палестинской трагедии.

В Катаре состоялся беспрецедентный крупный митинг под руководством Исмаила Хании, высокопоставленного политического лидера ХАМАСа, на котором он выступил с подстрекательской речью. Митинг состоялся в то же время, когда Катар пытается выступить в качестве главного посредника между Израилем и ХАМАСом, подрывая традиционную роль Египта и стремясь к большему влиянию в регионе.

Поскольку арабские дела выглядят более сложными, чем когда-либо, то же самое относится и к арабской позиции по Газе и Израилю. Всплеск насилия ставит под угрозу недавние антиисламистские усилия многих арабских правительств, однако они свидетельствуют о появлении различных мнений. Арабские СМИ по-прежнему пропитаны антисемитизмом и ненавистью к Израилю, обещая евреям уничтожение и смерть; однако впервые появились новые голоса, как официальные, так и неофициальные, занимающие сильную анти-хамасовскую позицию. Это все еще мнение меньшинства, но раскол может дать арабским правительствам некоторые рычаги влияния, учитывая их конфронтацию с двумя исламистскими силами: иранской осью и Братьями - мусульманами. Общественное мнение может играть все более важную роль в том, что можно было бы назвать опосредованным конфликтом в Газе.

Перевод

 

Оригинал.


Хусейн Абубакр Мансур является научным сотрудником Ближневосточного форума и директором Программы зарождающихся демократических голосов с Ближнего Востока в Фонде правды Ближнего Востока (EMET).


Оставить комментарий