Семья Хейфец – коренные жители белорусского города Гомель в нескольких поколениях. Аня рассказала, что все её родные, родители, а также бабушки и дедушки были родом из Гомеля.
До войны их семья состояла из четырёх человек: отец Хейфец Мейлах (Михаил Борисович) 1903 г.р., мать Хейфец Роза Наумовна ( в девичестве Айнбиндер) также 1903 г.р., брат Григорий 1925 г.р. и Аня 1933 г.р. Они жили в одноэтажном жактовском доме. Аня вспоминает, что у них была немецкая овчарка, с которой она очень дружила.
Отец занимал ответственную должность главного бухгалтера Дворца культуры железнодорожников. Во Дворце проводились различные культурные мероприятия: концерты, выставки, работал кинотеатр, а также многочисленные кружки. Мама не работала, вела домашнее хозяйство. Гриша учился в школе паровозных машинистов. Семья жила мирной спокойной жизнью, строила планы на будущее, но война поломала её.
Рано утром 22 июня 1941 года раздался оглушительный вой сирен, небо осветилось прожекторами, в лучах которых появлялись немецкие самолёты люфтваффе, немцы бомбили электростанцию и другие важные объекты. Гомель находился в зоне досягаемости немецкой авиации и сразу же стал прифронтовым городом.
Аня помнит, что её разбудили, завернули в одеяло и отнесли в бомбоубежище. Днём по радио передали правительственное сообщение о нападении Германии и начале войны. Овчарку забрали военные. При этом она сопротивлялась, пришлось солдату нести её на руках, а Аня сопровождала, держа за поводок.
Папа решил отправить жену с Аней к родственникам в Москву. 24 июня они сели в поезд, захватив с собой один чемодан, и выехали из Гомеля. Однако, в Москву никого не пускали. Там в эвакопункте их зарегистрировали и на два дня отпустили навестить родственников. В назначенное время они прибыли на эвакопункт, где их посадили в товарный поезд и отправили в Среднюю Азию.
Путь был нелёгкий, в результате они обосновались на станции Бурная Чимкентской области в Казахстане. Их подселили к местной семье. Хозяйку звали Тина, её муж был на фронте, а она жила с сыном, ровесником Ани. Сразу стал вопрос как и чем прокормиться. В единственном чемодане, с которым они прибыли, оказалось только нижнее бельё. Мать пошла на рынок в надежде обменять бельё на продукты. Бельё никто не брал, однако ей удалось совершить хорошую сделку. Местный житель предложил отдать ей целого барана за воротник от её пальто. Он дал нож, которым был отрезан воротник, и мать получила тушу освежёванного барана.
На станции было много эвакуированных, и местные власти пытались организовать хоть какое-то питание. Ежедневно варили похлёбку (запах и вкус были неприятные) и раздавали по черпаку на человека.
Отец не призывался на фронт, т.к. имел бронь как железнодорожник. Он организовал вывоз всего оборудования Дворца культуры в Пензу и сдал его соответствующей организации. Через архивы он разыскал семью и спустя полгода прибыл на станцию Бурная. В это время Аня была тяжело больна, у неё было воспаление среднего уха и очень высокая температура. Отец увёз её в Чимкент, где её положили в больницу. Принимал врач из эвакуированных. Он погладил анины шикарные кудри и сказал: «Ничего, мы её вылечим» , что и произошло.
Отец устроился грузчиком на складе. А мама уже работала билетёром в кинотеатре.
Аня начала учиться в школе. Учительницу звали Нина Николаевна, она тоже была эвакуированная. Аня была хорошо подготовлена, она с 5-и лет читала, писала и считала. Она помогала учительнице проверять тетради учеников. Во дворе школы располагалась поликлиника. Аня с учениками ходила туда. Они часто выступали в госпиталях, встречали поезда с ранеными, давали концерты. Вообще, Аня бала активная девочка, о школе в Бурной у неё остались очень хорошие воспоминания.
О Грише семья знала только то, что он со своей школой паровозных машинистов куда-то эвакуировался. Потом стало известно, что он находился недалеко от линии фронта, жил в общежитии и на паровозе подвозил к фронту боеприпасы.
Анины дедушка Нохим-Бер и бабушка Рахель эвакуировались из Гомеля в Ростовскую область и обосновались в каком-то колхозе. Но очень скоро немцы приблизились к Ростову-на- Дону, надо было отсюда бежать. Председатель колхоза выделил им подводу и они вместе с другими эвакуированными пытались вырваться. Однако, фашисты настигли обоз, согнали людей с подвод и загнали в душегубку. Так погибли бабушка с дедушкой- родители аниного отца.
26 ноября 1943 г. Гомель был освобождён от немецко-фашистской оккупации. Услышав это в сводках совинформбюро, семья решила возвращаться в родные края.
В Гомель прибыли в январе 1944 г. Город был полностью разрушен, отовсюду торчали голые трубы, на центральной улице остались только стены. Разрушен был их довоенный дом. А папин Дворец культуры был цел.
Папа вернулся на свою работу. Семью поселили в пристройку, где раньше размещался склад музыкальных инструментов. Позже дали две комнаты в бывшей немецкой конюшне, где пришлось бороться с полчищами клопов и других насекомых.
Фронт ещё не ушёл далеко, город ещё долго по ночам подвергался бомбёжкам. До Победы оставалось более года.
Аня хорошо помнит День Победы. Улицы бастро заполнились людьми, всё было объято радостью и ликованием, железнодорожники салютовали из своих ружей, люди обнимались и целовались. Это был долгожданный праздник.
Аня пошла в школу, которая располагалась в частном доме. Не было никаких канцелярских принадлежностей, писали на газетах. Постепенно жизнь вошла в мирное русло со своими радостями и тревогами.