Из рассказа Цили Крумер

Малка Шекин


До войны Циля жила с родителями в белорусском городе Могилёве. Отец Пиня Котляр работал слесарем на заводе, а мама Либэ (Люба) была рабочей трикотажной фабрики.
В Могилёве жили также родственники со стороны мамы:
- брат Хаим с женой Ханой и двумя детьми Рахелью и Павлом
- сестра Эти(Этка) с мужем Исааком, двумя сыновьями Долей и Самуилом и двумя дочерьми Маней и Соней.

Когда началась война, отец Цили и двоюродные братья (дети тёти Этки) ушли на фронт. Отец пропал без вести, а братья были ранены, но с войны вернулись живыми. Дядю Хаима также призвали в армию, всю войну он был штабным работником, семья ничего о нём не знала. Только после войны он нашёл своих, и они встретились.

Уже на четвёртый день войны в Могилёве началась эвакуация населения и предприятий города. Цилина родня обсуждала что делать, уезжать или остаться в городе. Мнения разделились, тётя Этка с мужем и дочерьми решили остаться. Куда мы поедем, на кого мы оставим хозяйство? - так они рассуждали и поплатились жизнью за свою наивность и веру в человечность. Немцы всех расстреляли.

3 июля мама с Цилей и семья дяди Хаима, взяв с собой документы и немного самых необходимых вещей, выехали из Могилёва в "теплушке" товарного поезда. Когда проезжали крупную узловую станцию Орша, попали под массивную бомбёжку. Циля помнит как в панике люди выскакивали из вагона и бежали в сторону леса. Но их семья оставалась в вагоне, полагаясь на судьбу. К счастью, состав остался цел и благополучно продолжал путь. При этом многие люди не успели вернуться и отстали от поезда. Большая остановка была в Пензе. Там было организовано питание эвакуируемых.

Через 12 дней пути оказались в селе Стрелка Арзамасского района Горьковской области. Местное население и администрация хорошо отнеслись к эвакуированным, всех разместили и определили на работу. Мама работала в колхозе, она была привычна к сельскохозяйственным работам, т.к. выросла в селе.

Спокойствие продолжалось недолго, немцы подступали к Москве, шли ожесточённые бои. Циля рассказывает, что до них доходил шум орудийной стрельбы и они видели пламя боёв. Возникало опасение за жизнь. Часть людей уезжали отсюда дальше на восток. У Ханы, жены маминого брата были родственники на Урале, в Перми, и она с детьми уехала к ним. А Циля с мамой остались и прожили на одном месте всю войну вплоть до сентября 1945 года. Их довоенный дом был разрушен, для возвращения в Могилёв пришлось ждать вызова от родни, которая приютила их.

Однажды Циля встретила на улице свою учительницу, которая со слезами на глазах рассказала, что она видела, как немцы вели на расстрел группу еврейских детей, в том числе детей из её класса. К сожалению, она ничем не могла им помочь. Циля смогла вспомнить фамилию и имя только одной одноклассницы из этой группы.

Трудно было смириться с потерей родных и близких людей, но жизнь продолжалась.

Ц.Крумер телефон 08-9422432

Оставить комментарий