Из воспоминаний Любы Морошек

 

Малка Шекин

 

Люба родилась в 1934 году в белорусском городе Бобруйске в семье ремесленника Гавриила Штеренсуса. Она была младшим ребёнком, старше были сестра Зинаида (1928 г.р.) и брат Лев (1923 г.р.). Семья жила на улице Социалистическая в доме на три семьи, т.е. занимала треть дома. Отец работал стекольщиком, мать вела домашнее хозяйство, растила детей. В Бобруйске жили также две тёти Любы (мамины сёстры) с семьями. Тётя Стыся жила с сыном Григорием, невесткой Ревеккой и внучкой Аллочкой. Родители Ревекки тоже жили в Бобруйске. Тётя Бетя жила с мужем Дмитрием, сыном Григорием и дочерью Зинаидой.

В первые же дни войны Бобруйск подвергался бомбёжкам, немцы быстро продвигались, стало ясно, что надо срочно уходить из города. Захватив с собой минимум вещей, Штеренсусы закрыли своё жилище на ключ и пешком пошли к Березине. Там зашли в баржу с солью, на которой собралось много народу, и доплыли на ней до железнодорожной станции, (названия её Люба не помнит). На станции сели в теплушку товарного поезда, который шёл на юго-восток. В пути было несколько пересадок, приходилось ехать и на открытой платформе из-под угля. Прибыли в станицу Тимошевскую Краснодарского края. Колхоз принял беженцев, выделил помещение для жилья. В станице прожили в общежитии несколько месяцев, однако вскоре пришлось оставить эти места из-за приближения немецких войск. Окончательным местом, где обосновалась семья был город Бугуруслан Оренбургской области, где прожили до конца войны. Там же, в Бугуруслане оказались обе тёти с семьями. Как они бежали из Бобруйска, как нашли друг друга и все оказались в Бугуруслане, подробности пути своей семьи из Краснодарского края до Бугуруслана Люба не помнит. Поэтому, при заполнении регистрационных анкет некоторые графы остались незаполненными.

Леонид Морошек Любовь Морошек

В ноябре 1941 г. Гавриил Штеренсус был призван на трудовой фронт в Магнитогорск, где находился до конца войны. Мать Рэйза начала работать на соляных приисках. В начале 1942 года Лёву призвали в армию. Когда он со своей частью во время боевых действий проезжал через Бобруйск, то видел догорающую печную трубу своего дома. Мать с дочерьми жила на съёмной квартире, которую постоянно приходилось менять из-за невозможности оплачивать.
Сын тёти Стыси Вихман Григорий был на фронте и погиб. На него Люба заполнила Лист свидетельских показаний.
После войны все вернулись в Бобруйск. Дом сохранился только у тёти Бети, и все родственники, возвращаясь из эвакуации, останавливались у неё. Жизнь продолжалась. Постепенно многие связи оборвались. По разному сложились их судьбы. Во время Большой Алии многие из них собрались в Израиле.

Л. Морошек тел. 08-8647655

Оставить комментарий