По следам воспоминаний о войне

Из рассказа Этл Профис

Малка Шекин


Мне позвонила сотрудница Яд Ва-Шем и спросила, смогу ли я помочь Этл Профис, пожилой женщине, жительнице Ашдода, заполнить Листы свидетельских показаний на её погибших родственников, а также Регистрационные анкеты на переживших войну, и сообщила её телефон. Естественно, я ответила положительно.

По телефону я рассказала Этл о звонке из Яд Ва-Шем и сообщила о необходимости встретиться. Этл любезно пригласила меня к себе, сообщив адрес. Оказалось, что она живёт всего в 15-и минутах ходьбы от меня.

С первой минуты она увлекла меня рассказами о своей жизни, о трудностях в первые годы алии, об отношениях с людьми, о постоянном желании помогать людям, о непростом решении квартирного вопроса, о своём увлечении рукоделием и о многом другом. Она показала мне ажурные связанные ею изделия, а также вышитые картины, висящие на стенах.

Отвечая на конкретные вопросы, относящиеся к военному периоду, Этл быстро переключалась на события послевоенного периода. У нас состоялись три встречи, в течение которых Этл произвела на меня впечатление энергичного и доброжелательного человека. Трудно поверить, что этой жизнерадостной общительной женщине 90 лет! Её жизнь – это череда разных событий - счастливых и печальных, весёлых и грустных, ярких и рутинных. Её рассказ о своей жизни состоит из запечатлённых в памяти событий, всплывающих одно за другим, переносящихся из одного десятилетия в другое, из одной географической точки в другую.

Я попыталась из мозаики полученных сведений в краткой форме изложить  события, перенесенные  Этл и её семьёй в военный период, в хронологической последовательности.

--"--

Этл Профис, урождённая Бакал, родилась в 1930 году  в селе Пырлица, в Бессарабии, входившей в состав Румынии. Часть села, в которой  проживала большая еврейская община, называлась местечко Пырлица.

Предки Бакалов давно поселились здесь, так что отец Этл и его три сестры считались коренными жителями  местечка. Отца звали Бакал Борэх-Мордхе. Он содержал парикмахерскую, которая обслуживала село и окрестности и в которой  работал он сам, а также наёмные работники.

Мама Инде-Рэйзл, урождённая Булч, была родом из многодетной семьи, все члены которой жили в городе Калараш. Когда родилась Этл, её отвезли в Калараш к бабушке Мэне. Там её грудную кормила цыганка ( в Калараше проживало много оседлых цыган). Первые годы жизни Этл провела у бабушки Мэне и в дальнейшем часто гостила у неё. Мама была портнихой, обшивала всю семью, вела хозяйство, занималась детьми. У Этл был младший брат Хосхель 1934 г.р.

Этл хорошо помнит довоенную жизнь еврейского местечка, жители которого соблюдали еврейские традиции. Все говорили на идиш. В местечке была синагога, здесь отмечались еврейские праздники. В Ём-Кипур весь день проводили в синагоге. Этл вспоминает, как проходил Песах, как помогали бедным многодетным семьям справлять Песах, как жители наряжались на Пурим и устраивали пуримские представления. Отец Этл также одевал пуримский костюм.

Румынскую школу, в которой она училась до присоединения Бессарабии к Советскому Союзу, она вспоминает с трудом. Помнит, что учили Закон Божий и учеников водили в церковь. А один эпизод ей запомнился хорошо. Однажды, в непогоду, по пути в школу, она забрызгала подол пальто. Учительница заметила это и больно отхлестала её линейкой по рукам.
Отношения с проживавшими в селе румынами и молдаванами (титульной нацией) складывались по-разному. Особенно тревожно было, когда в село входили кузисты – члены антисемитской партии «Железная гвардия». Тогда евреи прятались в домах, закрывали все двери и ставни на окнах, т.к. кузисты ловили евреев и избивали. Но, в основном, с соседями - не евреями жили мирно и даже дружно. Свидетельством этому служит тот факт, что тетя Бэлла, сестра отца, была замужем за русским парнем Федей, который прошёл гиюр, сделал обрезание и взял себе имя Ицик. С тех пор у него было двойное имя Ицик-Федя. Он прекрасно говорил на идиш. Этл вспоминает о нём с большой теплотой и любовью, как и о многих других родственниках. После присоединения Бессарабии к Советскому Союзу в 1940г. открылись русские школы. Детей учили русскому языку через наименования предметов обихода (хлеб, стол, стул, ложка и т.д.).

Ранним утром 22 июня 1941г. жители местечка услышали гул пролетающих самолётов и поняли, что началась война. Инде-Рэйзе в тот же день поехала с детьми в Калараш к родне по материнской линии. Они приняли решение выехать в Одессу, для чего надо было добраться до железнодорожной станции Раздельная. Вместе с населением города они бежали до Радельной пешком. Многие ехали на подводах. Иногда соседи брали детей на телегу. Дорога шла через Вадул луй водэ лес. В лесу молдаване с топорами нападали на беженцев и многих убили.

Мать взяла с собой только новое зимнее пальто с чернобуркой, шаль, несколько серебряных ложек и серёжки. Когда добрались до станции, выяснилось, что поезда на Одессу надо долго ждать. Мать расстелила на платформе пальто, уложила детей, укрыла их шалью. Вдруг над ними взвилась ракета и тут же раздался взрыв, затем серия взрывов. Это подорвался склад оружия. С двух сторон загорелась пшеница. По указанию начальника вокзала все побежали в близлежащий хутор. Через некоторое время сам начальник вокзала пришёл на хутор и сказал, что идёт поезд на Одессу.
Им удалось сесть на поезд и прибыть в Одессу. Этл помнит жуткий случай, произошедший в Одессе. Они сидели в привокзальном сквере, полностью заполненном людьми. Неподалеку дальняя родственница кормила грудью ребёнка. Началась бомбёжка вокзала и осколок попал в голову ребёнка. Ребёнок погиб.

Вокзал был разгромлен, и дальше пошли по Украине пешком. Как расстались с родственниками, с которыми вместе выехали из Калараша, Этл не помнит, но многое пережитое в дороге осталось в её памяти.

Приходилось голодать, и Этл быстро научилась по-русски просить хлеб у встречавшихся солдат. Проходили несколько населённых пунктов, но Этл помнит только Николаев и немецкое поселение, где советские немцы приняли их тепло, накормили и обогрели. Встречались окопы, в которые приходилось прыгать во время сирен.

В сентябре 1941 г. добрались до города Сальска Ростовской области. В Сальске они были недолго, несколько дней. Приютила их одна женщина, которая пекла хлеб и кормила их эти дни.

В Сальске среди беженцев нашлась знакомая, которая была свидетельницей гибели маминой сестры и шести её дочерей. Она рассказала, что немцы заставили их вырыть яму, а потом столкнули их туда и закопали живыми. Возможно, это были полицаи из местных жителей. Вот такую тяжёлую весть знакомая сообщила маме.

По-видимому, в Сальске был эвакопункт, в котором их зарегистрировали и товарным поездом отправили в Узбекистан. Вагон, в который попала Инде-Рэйза с детьми, был устлан соломой. Вначале они обрадовались этому, но потом выяснилось, что в этом вагоне перевозили свиней, и вскоре одежду покрыли колонны вшей.

Семья прибыла в Андижанскую область. Их поселили в каком-то посёлке в кибитке вместе с хромым узбеком. Было очень голодно, братик подбирал огрызки, отравился, у него начался понос. Узбек посоветовал накормить гранатом. И тогда Этл решилась на смелый поступок – она пошла на базар и украла гранат.

Через некоторое время перебрались в комнату, где жил ещё один мужчина. Он лежал у стены и однажды несколько дней не вставал. Оказалось, что он умер с голоду. Хлеб выдавали по карточкам. Как-то раз 8 дней не было хлеба, дети голодали. Тогда мать продала рожь, которой, вероятно, платили за сельхозработы, и купила еду.

Вскоре семья переехала в ближайший райцентр, где мать, будучи портнихой, устроилась на работу швеёй. К сожалению, Этл не помнит ни названия райцентра, ни предприятия, на котором работала мать. Это была швейная фабрика или мастерская.
К этому времени Этл и её брат Хосхе окончательно оголодали и уже не могли двигаться. Мать в слезах рассказала бригадиру о своём бедственном положении. Но, как говорится, свет не без добрых людей. Бригадир сказал, что его дочь работает в детском доме, эвакуированном из Киева. Уже назавтра директор детдома с сотрудниками пришли забрать детей в детдом.
Этл и Хосхе пробыли в детдоме с конца 1941-го года по август 1944 года, когда детдом возвратился в освобождённый Киев. В детдоме Этл научилась рукоделию, там шили и вышивали кисеты для солдат. О детдоме она вспоминает тепло, но никаких подробностей не рассказывает. Послевоенные события вытеснили многое из памяти.

Бабушка Мэне (мамина мама) с одной из дочерей и внуками оказалась тоже в Узбекистане в городе Наманган. Узнав о месте нахождения дочери Инде Рэйзе, она пешком отправилась к ней. Она дошла до Андижана и от усталости села на тротуар, прислонившись спиной к стене. В таком виде её увидел и узнал проходивший мимо выходец из Калараша. Он спросил: Мэне, что ты тут делаешь, почему здесь сидишь? Не получив ответа, он взял её за руку, и понял, что бабушка мертва. Там, в узбекской земле она похоронена.

Каким-то образом (вероятно, через Центральное справочное бюро по розыску эвакуированных в Бугуруслане) мать узнала, что родня её мужа - отца её детей находится на станции Красный Кут Саратовской области (С 1966 г. это город). В августе 1944-го года она с детьми приехала к ним. Здесь Инде Рэйзе устроилась работать портнихой в мастерской лётного училища. Там они встретили День Победы. Выяснилось, что отец в это время тоже жил в Свердловской области в селе Быково. Он был призван на трудовой фронт. По воспоминаниям Этл какое-то время он работал на строительстве железной дороги близ Ленинграда во время блокады города. В 1946 году семья воссоединилась в селе Быково и вскоре вернулась в Молдавию в г. Калараш.

Так закончилась пунктирная линия, по которой прошла Этл в своих воспоминаниях о военном периоде.

На всех погибших родственников, которых воспомнила Этл, заполнены Листы свидетельских показаний, а на родственников, переживших войну, заполнены Регистрационные анкеты и переданы в музей Яд Вашем.


Август 2019г.


Оставить комментарий
назад        на главную