Из рассказа Эсфирь Шпигель

 

 

Малка Шекин

 

Эсфирь Шпигель, в девичестве Згут, родилась в Одессе в 1927 году. До войны семья Згут жила в Одессе, в доме по улице Лазарева, 13. Этот большой дом принадлежал Хаиму Сегалу. Кроме Згутов в доме снимали квартиры 12 семей. Эсфирь помнит многих соседей – семьи братьев Нас, семью Меламедов, семью Розенблит, семью Васерфирер, семью Манкович, семью Сигал, а также единственную русскую семью Письмиченко.

В основном, населяющие дом семьи были среднего достатка, а некоторые даже ниже. Среди них были грузчики, возницы, содержащие лошадей, были ремесленники и рабочие. Семья Згут, которая состояла из родителей (отец Ушер и мать Сима) и пятерых детей (сын Михаил 1911 г.р., дочь Раиса 1914 г.р., дочь Розалия 1920 г.р., дочь Таисия 1923 г.р. и младшая дочь Эстерлиба (Эсфирь) 1927 г.р.) занимала две комнаты и кухню.

К началу войны три дочери уже были замужем. Раиса с мужем Василием жила в г.Орле в собственной квартире. Она работала бухгалтером ресторана, обслуживающего работников КГБ. Розалия с мужем Наумом жила в Одессе вместе с родителями. В феврале 1941 года, за 4 месяца до начала войны, Розалия родила дочку Флору. Таисия с мужем Шурой жила в Первомайске, недалеко от Одессы.

К июню 1941 года младшая дочь Эсфирь окончила семилетку, и мать отправила её в гости к старшей сестре Раисе в Орёл. Там и застала её война. Первой эвакуировалась Таисия с мужем. Они выехали из Первомайска в Узбекистан. В эвакопункте Ташкента их направили в Фергану, где они обосновались. В августе 1941г. родителям удалось сесть на пароход и покинуть Одессу. Они также направлялись в Ташкент, о чём известили Раису почтовой открыткой. Муж Раисы Василий ушёл на фронт. Раиса успела получить открытку от родителей, но уехать из Орла долго не могла из-за работы.

Когда немцы вплотную приблизились к Орлу и ночью сёстры слышали гул приближающихся танков, они решили бежать. Назавтра знакомый водитель на машине вывез их из города, но очень скоро, буквально через несколько минут высадил их. Дальше сёстры пошли пешком, опасаясь нарваться на немцев. Они стремились попасть в Ташкент, куда уехали родители, но сначала Раиса должна была заехать в г.Елец, где находилась вышестоящая организация. Ей необходимо было сдать документы и получить расчёт.

Долго шли пешком, в деревнях беженок подкармливали. Через месяц в Белёве их догнали отступающие части Красной Армии. Сёстрам удалось уговорить солдат взять их на машину с ранеными. Так их довезли до Болхова, откуда они снова пешком долго шли до Ельца. И Болхов и Елец также уже бомбили. В Ельце Раиса сдала рабочие документы и получила расчёт. Полученные деньги помогли сёстрам пропитаться в дальнейшей дороге. В Ельце они погрузились в товарный поезд, который шёл в Среднюю Азию. В дороге поезд попадал под бомбёжки, часто останавливался, приходилось пересаживаться с состава на состав. Когда Эсфирь вспоминала о мытарствах пути, она не могла сдержать слёзы.

После небольшого перерыва Эсфирь коротко рассказала о дальнейшем.

Не доезжая до Ташкента, по совету опытных пассажиров, они сошли на станции Чирчик. Там на эвакопункте Раиса узнала, что их сестра Таисия находится в Фергане. Раиса с Эсфирью поехали в Фергану и там встретили свою семью и других родственников. Жили очень тесно, в одной комнате около 20- человек. Взрослые все работали, кто где смог устроиться. Раиса снова пошла работать yf предприятие общественного питания.

Эсфирь пришлось няньчить свою племянницу Флору. Но и она при возможности подрабатывала. Так однажды они с матерью на мельнице вытряхивали мешки из-под муки и возвращались после работы все белые.

После освобождения Орла все бывшие одесситы поехали в Орёл к Раисе, т.к. её квартира сохранилась. На вопрос, что стало с одесскими соседями, Эсфирь ответила, что они в большинстве остались в Одессе и судьба их неизвестна. После войны Эсфирь училась в Одессе, но никого из соседей не застала. Вероятно, они погибли. Известно, что Янкель Нас просил соседскую русскую семью взять маленького сына, но ему отказали. В этот тяжёлый час по-разному проявляли себя люди.

Много лет спустя, уже из Израиля Эсфирь была в гостях у своих родственников в Америке и увидела у них фотографию, которая вернула её в довоенное время. Снимок сделан в ноябре 1939 года во время празднования трёхлетия Миши Чаплика, которое состоялось в квартире Згутов. Эсфирь увиделя себя 12-летнюю (в первом ряду слева), свою мать, тётушек и других родственников и соседей. Всего на снимке 23 человека, за спинами которых Эсфирь узнала довоенный семейный шкаф. На всех соседей, которых Эсфирь помнит и судьба которых неизвестна, заполнены Листы свидетельских показаний для увековечения их имён в Яд Вашем. Эту памятную фотографию Эсфирь также передала в Яд Вашем.


Оставить комментарий
назад        на главную