До войны семья Рахили состояла из семи человек и жила в белорусском городке Калинковичи Гомельской области. Отец, Рувен Гомон, работал заведующим продовольственного магазина, в конце 1940 года по оговору был обвинён в каких-то нарушениях и осуждён. Это послужило причиной того, что Рахили пришлось уйти из медицинского института, где она училась на первом курсе. Не теряя времени она поступила на курсы подготовки учителей 5-6-х классов по русскому языку и литературе в Рогачеве, но закончить их также не успела, т.к. началась война, и Рахиль вернулась домой. Отец с началом войны с группой заключённых бежал из тюрьмы и добрался до дома.
У Рахили были два младших брата (Исаак 1926г.р. и Израиль 1934 г.р.) и старшая замужняя сестра Геня, которая незадолго до войны родила дочь. Все они жили вместе одной семьёй.
В Калинковичах жила также семья маминой сестры Мэры и папиного брата (сёстры были замужем за братьями). У них было два сына и дочь. Старший сын Исаак был военный и весь период войны жил с семьёй и служил на Дальнем Востоке. Младший сын Григорий с женой и тремя сыновьями жил в Западной Белоруссии. Как политработник он был оставлен на оккупированной территории для организации партизанского движения. К сожалению, в партизанах его выдал бывший "друг", и он был расстрелян.
Замужняя дочь Рива со своей семьёй жила с родителями. Она работала бухгалтером в организации "Заготзерно".
Мужья обеих молодых женщин ушли на фронт. Немецкие войска быстро продвигались и приближались, началась бомбёжка Калинковичей, надо было срочно бежать. Попасть на поезд было невозможно. Уехать на восток помогло то обстоятельство, что Рива участвовала в отправке заготовленного зерна вглубь страны. Мешки с зерном погрузили в товарный вагон и укрыли брезентом. Обе семьи захватили кое-какие вещи, немного продуктов и расположились между мешками под брезентом. Так выехали из Калинковичей, и таким образом в течение двух недель добрались до Брянска. Точных дат Рахиль не помнит.
Дальше состав не шёл, а попасть в составы, которые увозили эвакуированных, было невозможно. Помог офицер, который буквально затолкал их в теплушку. Дорога была очень трудная. Состав часто останавливался, пропуская другие поезда, пути были заняты. Люди страдали от голода, холода, вшей. Многие в дороге умирали. Умерла и маленькая Света, дочка Ривы.
Прибыли в Воронежскую область, Борисоглебский район, в деревню, названия которой Рахиль не помнит. Местные жители впервые увидели евреев. Добрым словом Рахиль вспоминает одного старика, который часто приносил им еду. Он жил вдвоём с женой, у них была ухоженная усадьба, жили они зажиточно. Гомоны подружились с этим стариком и поддерживали связь и после войны. Через несколько месяцев пришлось покинуть это место.
Когда немцы подходили к Воронежу, всех погрузили в товарный поезд и отправили в Среднюю Азию. Обе сестры, Роза и Мэра, со своими семьями попали в разные вагоны. Рахиль вспоминает, что дорога была ужасная, долгая и трудная. Здесь также много людей умерло от болезней и голода. В пути некоторые вагоны отцепляли и присоединяли к другим составам. Так Роза и Мэра потеряли друг друга.
Прибыли в Узбекистан, Андижанскую область, Булакбашинский район в колхоз им. Крупской. Почти сразу по прибытии отец сильно заболел. Медперсонала в селе не было. Не было и транспорта, чтобы отвезти его в ближайшую больницу. Отец умер. Умерла также малышка Софа.
Рахиль, мать, сестра и братья работали в колхозе, собирали хлопок. Во время сбора хлопка Рахиль заболела малярией, от которой она страдала в дальнейшем. Потом её забрали в правление колхоза. Здесь также было голодно. Приходилось варить лебеду, лук, лакомством была макуха. Редким счастьем были случаи, когда из колхозного сада удавалось принести абрикосы.
Мама хорошо вязала. Шерсти было много, и она вязала тёплые вещи для местных жителей в обмен на продукты.
В 1943 году брата Исаака призвали в армию. На фронте он был тяжело ранен и попал в госпиталь в Ташкент. Чтобы его навестить Рахиль пешком прошла 30 км до Андижана, оттуда доехала до Ташкента. Она помогала ухаживать за братом, писала письма узбечек, которые не знали русско-го языка, на фронт, читала письма с фронта.
Через Центральный архив в Бугуруслане нашли Мэру с семьёй. Оказалось, что они также были в Узбекистане, но в Ферганской области.
Как только освободили Калинковичи Гомоны поехали домой. Они нашли свой дом без окон и дверей со множеством повреждений. С трудом кое-как довели его до состояния, пригодного для жилья. Дом тёти Мэры был полностью разрушен. Поэтому поселились все вместе. После окончания войны постепенно жизнь наладилась.
Р.Урицкая тел. 08-8542013